Балалаечные наигрыши села Алое Поле Панинского района Воронежской области

Балалаечные наигрыши

Автор описания: Христова Галина Павловна, доцент кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств

Село Алое Поле Панинского района расположено примерно в 80 километрах к востоку от г. Воронеж, в северной части Воронежской области. Постоянное население этой местности образовалось здесь достаточно поздно относительно других частей воронежского края. Почти до конца XVII века территория современного Панинского района входила в состав Битюцкого ухожья и сдавалась в аренду для рыбной ловли и пушного промысла. В XVIII веке почти все земли Панинского района стали собственностью крупных помещиков, которые переводили сюда крестьян из Орловской, Тульской и других губерний. Село Алое Поле (старое название 1-е Катуховские выселки) образовалось переселенцами из села Верхняя Катуховка (в 20 км) в начале ХХ века.

Традиционная культура этого села и окружающей территории находилась в состоянии стремительного угасания уже на протяжении всего ХХ века. В самом разрушенном состоянии оказалась сфера музыкального фольклора – даже старейшие жители не воспроизводят традиционных песенных жанров. Одной из причин, повлиявших на исчезновение вокальных жанров, возможно, стало активное развитие традиции инструментального музицирования в этой местности. Здесь активно бытовала традиция исполнительства на гармониках (хроматической, елецкой рояльной) и на балалайке.

Наиболее ярким явлением местной музыкальной традиции являлась игра на балалайке, которая существовала здесь как в форме сольного исполнительства, так и в форме ансамблевой игры. В экспедиции 2010 года искусство традиционной игры было зафиксировано от двух местных исполнителей – Челнокова Михаила Александровича (1929 г.р.) и Гудкова Алексея Ивановича (1937 г.р.).

В прошлом балалайка имела большое распространение в селе благодаря своей несложной конструкции и возможности ее кустарного изготовления. Приблизительно с середины ХХ века исполнители стали использовать балалайки фабричного производства, а до этого времени изготавливали их сами: «Давным-давно делали балалайки из досток, фанерочки – и играла прекрасно. У меня брат делал сам <…>, для себя конечно, только для себя. Форма была такой же. А струны – вот есть проводка стальная – из них» (А.И. Гудков). Фабричные балалайки часто «дорабатывались» исполнителями: на них меняли струны – с целью улучшения звучания, на корпус наносили рисунок – для украшения инструмента.

Исполнителями на балалайках традиционно были мужчины. Балалаечники музицировали не только в быту, но и были обязательными участниками всех семейных и общинных собраний и праздников, поэтому каждый, кто хорошо владел инструментом, пользовался уважением односельчан. Балалаечную игру старались освоить как можно раньше, в молодости, так как владение инструментом создавало особый статус музыканта в глазах общества. Балалаечники приглашались на молодежные гулянья, на праздники, их знали все жители села.

Женская игра на балалайке в селе Алое Поле не была распространена. Скорее всего, это было связано со сформированными представлениями общества о балалайке как о мужском инструменте. Даже в послевоенное время, когда мужчин в селе было мало, балалаечная игра оставалась в сфере мужского исполнительства, женщины играли на балалайке крайне редко.

Преемственность и сохранение балалаечной музыки устной традиции основывалось на слуховой и на зрительной памяти. Овладение игрой на инструменте происходило самостоятельно, музыканты подчеркивали, что овладеть инструментом можно было только при наличии хорошего музыкального слуха: «Учились по слуху, от старших…» (М.А. Челноков). Большинство музыкантов были самоучками: «учились очень просто, ни у кого не учились, сами научились. Смотрели, как пальцы ставить, и – по слуху» (А.И. Гудков). Местные музыканты отмечают, что высоким уровнем исполнительства овладевали далеко не все, кто умел играть на балалайке: «Мастеров было мало. Некоторые вроде там бренчать, а играть вообще это редкость всё-таки» (М.А. Челноков).

Наиболее распространенным видом музицирования на балалайке была ансамблевая игра – «в две балалайки». Сольная игра обычно предназначалась «для себя», в кругу семьи, также под сольные наигрыши исполняли частушки. Ансамблевая игра «в две балалайки» по звучанию была гораздо более разнообразной, к тому же увеличивалась громкость звука, что также имело значение для сопровождения массовых гуляний: «На гуляньях если есть кто, который тоже умеет играть, значит, обязательно слаживаемся и, конечно, в две балалайки… Сладить – эт не долго. А одной балалайки было мало» (А.И. Гудков).

На балалайке могли играть также в ансамбле с гитарой и с гармонью, но такие разновидности ансамблей встречались редко. В ансамблях балалайки с другими инструментами ценилось умение по-особому «ладить в игре», чтобы оба инструмента могли показать свое звучание: «с гитарой можно слаживаться. Даже балалайку можно и с гармошкой сладить. Тут главное – как сладить» (А.И. Гудков).

Репертуар местных балалаечников составляли наигрыши, хорошо известные в русской традиции. Все они распределяются в следующие функциональные группы:

  • наигрыши, сопровождавшие пляски: «Барыня» или «Русского»;
  • наигрыши, сопровождавшие пение припевок-частушек: «Матаня», «Простая», «Можайская», «Страдания», «Досада», страдания «К ней», «От ней», «Саратова», «Семеновна»;
  • танцевальные наигрыши: «Краковяк»;
  • инструментальные версии песенных наигрышей: «Светит месяц».

Самые распространенные и излюбленные наигрыши, которые были в репертуаре каждого балалаечника – это «Страдания», «Матаня» и «Досада». Наигрыши «Матаня» и «Досада» не только сопровождали пение припевок, но и исполнялись как самостоятельные инструментальные наигрыши «под пляску». Страдания «К ней» и «От ней» обычно исполнялись «под шествие» парней по улицам села.

Один и тот же наигрыш в Алом поле мог иметь разные названия: «“Барыня” и “Русского” – это одно и то же, одинаковые наигрыши. “Страданья” – это то же, что и “Саратова”. “К ней” и “От ней” – одинаковые, отличаются только настроем (настроением)» (А.И. Гудков).

Игра на балалайке чаще всего сопровождала уличные гуляния молодежи, которые устраивали с весны и до осени. Пляска под балалаечные наигрыши имела, как правило, импровизационный характер. Только под наигрыш «Матаня» сложился определенный рисунок пляски: девушки собирались в круг и начинали плясать, продвигаясь по кругу; после того, как одна из них пропоет частушку, все останавливались, выбивали дроби и так далее продолжали по кругу. «Матаню» могли исполнять и попарно, не в кругу: «Выходили девочки плясать Матаню, и по очереди – пропела, выбивает дроби, потом другая. Сейчас уже так не пляшут» (М.А. Челноков); «То мы плясали: вот играя балалайкя – двое стоять, и вот мы двое пляшем, или там четверо. Я подойду – сыграю песню, дробь выбьем, падем. Я ухожу, другая подруга заходя, третия. Вот так ходим кругом. Вот это плясали так» (А.Е. Расторгуева).

В обрядовой сфере балалаечная игра заместила утраченные песенные жанры фольклора, но при этом она выполняла другие функции – художественно-эстетические и празднично-развлекательные. В свадебном обряде обычно участвовал гармонист, но когда не было возможности участия в обряде гармониста, его заменяли балалаечники. Балалаечная игра с пляской и пением была обязательной на запое, во время перемещений свадебной процессии по селу и во время свадебного застолья.
Были зафиксированы сведения о том, что балалаечные наигрыши исполнялись и во время календарных праздников. Во время святок играли на балалайке, когда ряженые колядовщики обходили дворы: для шествия по улицам предназначались плясовые и частушечные наигрыши, а во дворах уже исполняли соответствующие обрядовые напевы. На Масленицу балалаечники участвовали в катаниях на лошадях: «По деревне с песнями, с Матанями, с Страданьями, под гармошку, балалайку» (П.С. Зиборова).

Местные музыканты-балалаечники в практике игры в основном используют так называемый «гитарный» строй, при котором струны настраиваются по мажорному трезвучию (иногда такой строй называют «мажорным»). «Гитарный» строй был очень удобен для построения аккордов в тесном и широком расположении, поэтому практически весь репертуар исполнялся именно в гитарном строе.

Известен был также «балалаечный» строй, две нижние струны настраиваются на одной высоте, третья на кварту выше, – таким строем пользовались очень редко, для исполнения инструментальных версий песенных наигрышей. Упоминается и «минорный» строй, по звукам минорного трезвучия – «эт мы называли как “на пертяну́том”», его также использовали только для отдельных наигрышей.

Характерной чертой местной балалаечной традиции была настройка инструмента в низких тональностях, приблизительно – ля-мажор, си-мажор от звуков малой октавы для низкой струны. При такой настройке струны не были сильно натянуты, что придавало инструменту особый тембр, напоминающий гусельное звучание. Ослабленное натяжение струн для пальцев исполнителя было более удобным и щадящим, что позволяло играть на балалайке длительное время без перерывов.
При ансамблевой игре двух балалаек исполнители настраивали свои инструменты в разных тональностях, обычно в соотношении большой секунды: «Когда играют на двух балалайках, то играют на разных ладах. Ну, я играл на втором, значит, он на втором уже играть не может, он на первом» (А.И. Гудков). Кроме соотношения игры на первом и втором ладах, в дуэтах играли одновременно на первом и пятом ладах. Настройка инструментов в разных тональностях и соответствующие ей способы игры давали звучанию больший объем и полноту диапазона, придавали особую тембральную окраску.

При игре на двух балалайках никто из исполнителей не дублировал игру напарника, обычно одна партия поддерживает гармоническую основу наигрыша, а вторая, одновременно с гармоническими функциями содержит определенный мелодический рисунок. Игра на первом ладу называлась «простая игра». Распределение партий происходило по согласованию между исполнителями, в зависимости от уровня мастерства каждого из участников ансамбля. Закрепления исполняемой партии только за одним из музыкантов не было, в процессе игры балалаечники могли с ходу поменяться ролями, игра всегда имела импровизационный характер.

В традиции балалаечников с. Алое Поле были развиты разнообразные технические приемы игры, которые хорошо известны всем исполнителям-балалаечникам. В технике игры левой рукой использовались все пальцы. Каждый палец мог прижимать либо одну струну, либо сразу две – обычно это средняя и высокая. Особого мастерства требовала от балалаечника игра «в четыре пальца». Технику «в четыре пальца» применяли при игре на пятом ладу: балалаечник указательным пальцем левой руки прижимал все струны пятого лада к грифу на протяжении всего наигрыша, остальными четырьмя пальцами осуществлял прижатие разных струн в процессе игры.

Основная используемая техника игры правой руки – бряцание, движение руки вниз-вверх. Это движение разнообразилось за счет удара по струнам либо одним, либо всеми пальцами. На протяжении исполнения одного наигрыша обычно балалаечник мог изменять приемы игры: от бряцания переходил к ударам, использовал скольжение по струнам, дроби, арпеджирование.

Специфику местной балалаечной традиции определяет игра, которая имеет названия «со щипком», «с подцепом», «на выбор». В местной традиции такая техника называлась «выборная игра». При такой технике игры получается рельефное выделение мелодического рисунка наигрыша за счет защипывания отдельных струн, совмещаемое с бряцанием. Чаще других защипывается верхняя (по настройке), мелодическая струна. Применяемый исполнительский щипок струны производится либо отдельно большим или указательным пальцем правой руки, либо их чередованием.

Высокая техника исполнения мелодизированной партии с использованием щипка свидетельствовала о мастерстве исполнителя. При использовании этого приема игры менялась фактура наигрыша: гармоническое трехголосие и двухголосие перемежалось с одноголосными мелодическими построениями, образующими разнообразные варианты построений-«колен».

Такой исполнительский прием использовался как в ансамблевой игре, так и при сольном исполнительстве. Особенно хорошо такая игра звучала при слабом натяжении струн, что являлось специфичной чертой местной традиции. Звучание балалайки с использованием защипывания струны сближало его со звучанием гуслей, при игре на которых использовались подобные технические приемы.

В настоящее время традиционное исполнительство на балалайке в с. Алое Поле практически исчезло, преемственность традиции была прервана. Среди молодого поколения крайне редко встречаются любители-музыканты, но даже те из них, которые освоили игру на балалайке, уже не могут повторить той самобытной техники балалаечной игры, которой владели местные балалаечники уходящего поколения.

Представленные видеозаписи

01 Наигрыш на двух балалайках «Матаня»

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. 2010 – Христова Г.П., Ступникова Т.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Алое Поле
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств ЦВЭ №516-7
  5. Челноков Михаил Александрович 1929 г.р., Гудков Алексей Иванович 1937 г.р.

02 Наигрыш на двух балалайках «Страдания» (в 4 пальца)

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. 2010 – Христова Г.П., Ступникова Т.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Алое Поле
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств ЦВЭ №516-17
  5. Челноков Михаил Александрович 1929 г.р., Гудков Алексей Иванович 1937 г.р.

03 Наигрыш «Матаня» (приемы балалечной игры)

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. 2010 – Христова Г.П., Ступникова Т.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Алое Поле
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств ЦВЭ №516-20
  5. Челноков Михаил Александрович 1929 г.р., Гудков Алексей Иванович 1937 г.р.

Список фотографий

01 Челноков М.А. 1929 г.р., Гудков А.И. 1937 г.р.

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. 2010 – Христова Г.П., Ступникова Т.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Алое Поле
  4. . Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств

02 Гудков Алексей Иванович 1937 г.р.

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. 2010 – Христова Г.П., Ступникова Т.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Алое Поле
  4. . Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств

03 Челноков Михаил Александрович 1929 г.р.

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств
  2. 2010 – Христова Г.П., Ступникова Т.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Алое Поле
  4. . Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств
#

    Подать заявку на запись