Песенная традиция села Россошь Репьёвского района

Автор: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.

Село Россошь Репьевского района Воронежской области было основано у слияния рек Потудань и Скупая Потудань (правых притоков Дона) в конце XVII века государственными и помещичьими крестьянами, в том числе переселенцами из Рязанской губернии и из городов-крепостей с Белгородской черты. (В Воронежской области также есть и город Россошь, но он заселялся украинцами). По говору местные жители относят себя к «щекунам» за обычай произносить «щ» вместо «ч» (шапощка вместо шапочка, щё вместо что).

Песенные традиции сохранялись в Россоши благодаря тому, что в селе существовал при клубе фольклорный ансамбль, пропагандирующий свои старинные песни. Он особенно прославился после поездки в Москву в 1975 году по приглашению фольклорной комиссии России (РСФСР) для многомикрофонной записи. Позже это записи были расшифрованы Е. Кустовским и подготовлены к изданию Е.В. Гиппиусом, но так и не были изданы, однако копии неизданной рукописи разошлись по стране. Ансамбль принимал участие во многих фестивалях в Воронеже, Белгороде, Пензе, снимался на центральном и местном телевидении, участвовал в 1994 в съемках американского документального фильма «Россия. Спрятанная память» («Russia. Hidden memory», USA, Utah, 1995). В последнее время ансамбль практически не выступает, так как с уходом опытных пожилых мастеров пения, резко сократился численный состав ансамбля, а также песенный репертуар. Традиция не воспринята в полной мере молодым поколением, воспроизводятся в предельно упрощенном виде лишь несколько самых простых песен.

Село Россошь относится к южнорусской традиции, и к одному из самых ярких её локальных песенных стилей – традиции воронежско-белгородского пограничья. Здесь ярко проявляются черты локальной традиции (доминирующее положение широкораспевной протяжной песни в системе жанров, близость свадебных и плясовых песен, свой определенный набор ритмических и мелодических форм напевов).

Кроме общих признаков локального песенного стиля в селе есть и свои, уникальные признаки в этнографии и в песенной системе. На примере этого села можно увидеть, как переродился традиционный костюм на протяжении XX века: здесь вместо поневы стали носить красную шерстяную юбку в клетку (изначально девичью). На традиционных конопляных рубахах с прямыми поликами старинная черная вышивка счетной гладью была заменена на красно-черные цветочные орнаменты крестом, на голове стали носить красный платок, фартук (завеска) – стала только черного цвета (а раньше были разных цветов). Старинные рубахи и поневы села можно теперь увидеть только в музеях, например, в коллекции Богучарского частного музея традиционных костюмов и кукол.

Что касается календарных праздников и песен, то здесь, например, совершенно не сохранились святочные величально-поздравительные песни, зато, как и повсюду в воронежско-белгородском пограничье, развит троицкий комплекс обрядов, а среди песен – так называемые «весновые», то есть сезонно приуроченные песни. К местным особенностям можно отнести обычай «варить бéлище», который существовал до середины ХХ века. Так называли большой сельский сход накануне Троицы у реки, где устраивали по случаю окончания беления холстов совместный обед: на костре готовили пшенную кашу-сливанку, яичницу, после чего пели и плясали (см. описание ОНКН «Троицкие обряды села Россошь Репьевского района Воронежской области»).

В традиционной свадьбе есть признаки хохольско-нижнедевицкой традиции, поскольку в первый (венчальный) день свадьбу гуляли «на два стола»: невестины гости – у жениха, жениховы – у невесты.

Центральное место в песенной традиции занимали протяжные песни, которые в конце 80-х годов XX века составляли более половины репертуарного списка.

Протяжные песни образуют три стилевых пласта. Первый – ранний – охватывает так называемые весновые протяжные песни: «Ковылушка-травушка», «Вы кустики ракитовые», «То-то тошно» (всего – 11). Они имеют фактуру дифференцированной гетерофонии, узкообъемные звукоряды, большой орнаментированный выделенный запев и короткий формульный хоровой подхват (см. ОНКН «Троицкое обряды села Россошь Репьевского района Воронежской области).

Второй слой – традиционный, он опирается на функциональное двухголосие с подголоском. Основная мелодия – в нижнем голосе и представлена гетерофонным пучком голосов. Эта группа напевов относится к широкораспевным протяжным песням и характеризуется обилием больших слоговых распевов, вокализированных структурных вставок и дополнительных построений, которые относятся к типовым музыкальным лексемам и повторяются во многих песнях. К таким песням относятся «Вдоль по улице пройду», «Села девка, посидела», «Полюбил парень девчонку», «Увоймала девчоночка с собой парня ночевать».

Третий пласт протяжных песен – позднетрадиционный, характеризуется опорой на тонально-гармоническое мышление: «Как у батюшки у родимого», «Ой, виттиль гора», «Воспой, воспой, в садику соловьюшка», «Чего, соловейка, смутен-невесел».

Свадебные песни села Россошь отличаются многообразием сюжетов и структурных форм, вызванных смешением переселенческих традиций. Было записано около 30 свадебных песен. Они распределены по всему свадебному сценарию, точечно прикреплены к определенным моментам, вызывают заказанное традицией обрядовое чувство или комментируют обрядовую ситуацию. Большинство свадебных песен относится к довенечной части обряда. Они исполнялись на запое, девишнике, утром свадебного дня: «Зеленая, зеленая дуброва», «Заиграло сине море, взыграло», «Взвеселила наша Аннушка два дома», «Зиму-лето сосенушка была зелена». Эти песни сближаются с хороводными песнями благодаря так называемому «алилёшному» рефрену: «Ой лёли, алилей лёли». Особую группу составляют прощальные песни, которые звучали от лица невесты или её подруг: «Затрубили трубушки», «Сосна моя, сосенка». К редким местным формам относится песня, которую исполняли при обряжении невесты: «У ладо! На море галка купалася!». Как и в соседних селах, выкуп и увоз невесты сопровождался припевками на политекстовый напев: «Дружко-богатина, купи у нас косу», «Повозник кудрявый, молодой, кучерявый». Как ни странно, в селе было мало записано величальных песен.

Плясовые и хороводные песни занимают периферийное место в системе жанров музыкального фольклора и не имеют устойчивой хореографии. Медленные хороводные песни исполняются как малораспевные песни: «Как пошла наша Матрена во чисто поле гулять», «Уж ты, зимушка-зима», «Тут-то нам попити» и др. В этих песнях на связь с хороводным жанром указывает «алилешный» припев. Излюбленные плясовые песни – «Я по жердочке шла», «Не летай, соловей, мимо горенки моей», «Усе гости по лавочкам сидят».

Поскольку село Россошь территориально находится на окраине песенного стиля воронежско-белгородского пограничья и соседствует с хохольско-нижнедевицким стилем Воронежской области, в его традиции слабеют признаки одного музыкального диалекта и появляются признаки другого. Так, например, в Россоши уже не была зафиксирована пляска пересек и связанные с ней музыкальные формы, зато в свадьбе были выявлены необычные ритмические формы с тернарным соотношением долгот.

Близкие к селу Россошь по песенному репертуару, исполнительской манере, костюму, обычаям – села Староосколького района Роговатое и Шаталовка, которые образуют миркоареал в рамках традиции воронежско-белгородского пограничья.

Представленные аудиозаписи

01 «Полюбил парень девчонку» – протяжная песня в исполнении жителей с. Россошь.

  1. Стационарная запись в г. Воронеже.
  2. 1998 – Г.Я. Сысоева.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦАД 33/2.
  5. Исполнители: Сидельникова А.Ю. 1918 г.р. (запевает), Сидельников Б.П. 1931 г.р., Терехова О.А. 1936 г.р., Терехова Е.С. 1924 г.р., Матвеева О.В. 1930 г.р., Матвеева М.А. 1927 г.р., Сидельникова В.Н. 1955 г.р., Чеснокова М.М.,1927 г.р., Рахманина О.Е. 1932, Фомина О.Е. 1932 г.р., Капустина М.К. 1928 г.р., Ефимова Е.С. 1944 г.р., Маркина П.П. 1915 г.р.

02 «Повозник кудрявый» – свадебная песня (на увоз невесты) в исполнении жителей с. Россошь

  1. Стационарная запись в г. Воронеже.
  2. 1998 – Г.Я. Сысоева.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦАД 33/4.
  5. Исполнители: Сидельникова А.Ю. 1918 г.р., Матвеева О.В. 1930 г.р., Матвеева М.А. 1927 г.р., Чеснокова М.М.,1927 г.р., Фомина О.Е. 1932 г.р. (запевает), Маркина П.П. 1915 г.р.

03 «Ой, что это за богатые за сваты» – свадебная песня (корильная сватам, при выкупе сундука невесты) в исполнении жителей с. Россошь

  1. Стационарная запись в г. Воронеже.
  2. 1998 – Г.Я. Сысоева.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦАД 33/5.
  5. Исполнители: Сидельникова А.Ю. 1918 г.р., Матвеева О.В. 1930 г.р. (запевает), Матвеева М.А. 1927 г.р., Чеснокова М.М.,1927 г.р., Фомина О.Е. 1932 г.р. (запевает), Маркина П.П. 1915 г.р.

04 «Уж ты, воля, ты, моя неволя» – протяжная песня в исполнении жителей с. Россошь

  1. Стационарная запись в г. Воронеже.
  2. 1998 – Г.Я. Сысоева.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦАД 33/6.
  5. Исполнители: Сидельникова А.Ю. 1918 г.р. (запевает), Сидельников Б.П. 1931 г.р., Терехова О.А. 1936 г.р., Терехова Е.С. 1924 г.р., Матвеева О.В. 1930 г.р., Матвеева М.А. 1927 г.р., Сидельникова В.Н. 1955 г.р., Чеснокова М.М.,1927 г.р., Рахманина О.Е. 1932, Фомина О.Е. 1932 г.р., Капустина М.К. 1928 г.р., Ефимова Е.С. 1944 г.р., Маркина П.П. 1915 г.р.

05 «Увоймала девчоночка с собой парня ночевать» – протяжная песня в исполнении жителей с. Россошь

  1. Стационарная запись в г. Воронеже.
  2. 1998 – Г.Я. Сысоева.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦАД 33/7.
  5. Исполнители: Сидельникова А.Ю. 1918 г.р. (запевает), Сидельников Б.П. 1931 г.р., Терехова О.А. 1936 г.р., Терехова Е.С. 1924 г.р., Матвеева О.В. 1930 г.р., Матвеева М.А. 1927 г.р., Сидельникова В.Н. 1955 г.р., Чеснокова М.М.,1927 г.р., Рахманина О.Е. 1932, Фомина О.Е. 1932 г.р., Капустина М.К. 1928 г.р., Ефимова Е.С. 1944 г.р., Маркина П.П. 1915 г.р.

06 «Как у батюшки только у родимого» – протяжная песня в исполнении жителей с. Россошь

  1. Стационарная запись в г. Воронеже.
  2. 1998 – Г.Я. Сысоева.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦАД 33/9.
  5. Исполнители: Сидельникова А.Ю. 1918 г.р. Сидельников Б.П. 1931 г.р., Терехова О.А. 1936 г.р., Терехова Е.С. 1924 г.р. (запевает),, Матвеева О.В. 1930 г.р., Матвеева М.А. 1927 г.р., Сидельникова В.Н. 1955 г.р., Чеснокова М.М.,1927 г.р., Рахманина О.Е. 1932, Фомина О.Е. 1932 г.р., Капустина М.К. 1928 г.р., Ефимова Е.С. 1944 г.р., Маркина П.П. 1915 г.р.

07 «Я по жердочке шла» – плясовая песня в исполнении жителей с. Россошь

  1. Стационарная запись в г. Воронеже.
  2. 1998 – Г.Я. Сысоева.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦАД 33/8.
  5. Исполнители: Сидельникова А.Ю. 1918 г.р., Сидельников Б.П. 1931 г.р., Терехова О.А. 1936 г.р. (запевает), Терехова Е.С. 1924 г.р., Матвеева О.В. 1930 г.р., Матвеева М.А. 1927 г.р., Сидельникова В.Н. 1955 г.р., Чеснокова М.М.,1927 г.р., Рахманина О.Е. 1932, Фомина О.Е. 1932 г.р., Капустина М.К. 1928 г.р., Ефимова Е.С. 1944 г.р., Маркина П.П. 1915 г.р.

Список фотографий

Главное фото – Исполнители народных песен с. Россошь в народных костюмах

  1. Экспедиция: Воронежский государственный институт искусств совместно с университетом г. Прово (США, штат ЮТА)
  2. 1994 – Д. Польсен.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь
  4. Личный архив Г.Я. Сысоевой

01 Местные жители села Россошь на Троицком шествии.

  1. Экспедиция: Воронежский государственный институт искусств совместно с университетом г. Прово (США, штат ЮТА)
  2. 1994 – Д. Польсен.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь
  4. Личный архив Г.Я. Сысоевой

02 Исполнители народных песен с. Россошь

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств
  2. 2010 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.
  5. Исполнители (слева направо): Терехова Е.С. 1924 г.р., Сидельникова В.Н. 1955 г.р., Ефимова Е.С. 1944 г.р., Сидельникова Б.П. 1931 г.р.

03 Исполнительница и запевала старинных песен с. Россошь Сидельникова А.Ю.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств
  2. 2010 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.
  5. Сидельникова Анна Юдаевна 1918 г.р.

04 Исполнительница и запевала старинных песен с. Россошь Терехова Е.С. в народном костюме

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств
  2. 2014 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь
  4. Личный архив Тереховой Е.С.
  5. Терехова Евдокия Степановна 1924 г.р.

05 Быковская Л.М. – руководитель детского фольклорного ансамбля с. Россошь

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств
  2. 2014 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Репьевский район, село Россошь
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.
  5. Быковская Любовь Михайловна 1959 г.р.

06 Обложка CD «Вдоль по улице пройду».

Поют народные исполнители Репьевского района Воронежской области. Из коллекции Кабинета народной музыки ВГАИ. Воронеж, 2003. Вып. 5.

#

    Подать заявку на запись