Поминальный обряд «Греть родителей» с зажиганием ритуальных костров в хуторе Дмитриевский Нижнедевицкого района

Поминальный обряд

Автор: Ревнёва Светлана Николаевна, ведущий методист отдела фольклора и ремёсел ГБУК «Воронежский областной центр народного творчества и кино»

Нижнедевицкий район расположен в северо-западной части Воронежской области, на расстоянии 60 километров от областного центра. Центр района — село Нижнедевицк — возник как село Нижняя Девица на реке Девица в конце XVII века. В 1779 году город Нижнедевицк становится центром обширного уезда, включавшего территории современного Нижнедевицкого района.

По историческим материалам Воронежского государственного краеведческого музея и Воронежского государственного архива известно, что хутор Дмитриевский образовался в начале XIX века. Заселили эти земли выходцы из села Дмитриевка Белгородской области, расположенного в пятнадцати километрах от хутора. В то время хутор назывался Хмелевая Пустошь. Молодым семьям выделялись здесь земельные наделы. Со временем население хутора возросло до трёх тысяч человек, но по-прежнему оставался хутором. Основным занятием жителей было земледелие и скотоводство. В настоящее время хутор Дмитриевский входит в состав Острянского сельского поселения. Проживают в нём 200 человек. Располагается этот населённый пункт на границе трёх соседних областей. Как говорят сами местные жители: «Наш кочет на три области кричит – Курскую, Белгородскую, Воронежскую».

В октябре 2018 года сотрудники отдела фольклора и ремёсел Воронежского областного центра народного творчества и кино выехали в очередную фольклорную экспедицию в Нижнедевицкий район, посетив три села: Вязноватовка, Новая Ольшанка и хутор Дмитриевский с целью записи этнографического материала. В ходе экспедиции от старожилов хутора Дмитриевский — Косаревой Марии Владимировны (1941 г.р.) и Шепиловой Нины Николаевны (1932 г.р.) был зафиксирован обряд поминания родителей «греть ноги родителям», который до сих пор существует в этом хуторе.

«Греть покойников» или «греть ноги родителям» это семейный поминальный обычай возжигания костра (огня), цель которого «передать» умершим тепло. Принадлежит к традиционным для славян формам общения с предками. Широко был распространён на территории южных и восточных славян, чаще всего отмечался как календарный святочный комплекс.
В Воронежской области на Рождество существовал обряд поминовения усопших в форме возжигания ритуальных костров.

Чаще всего для таких костров использовали солому. В работе Дмитрия Константиновича Зеленина (Д.К. Зеленин Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 . М., 1994, с. 178) приводится пример — зажигания костров в с. Истобное Нижнедевицкого уезда (в настоящее время Репьёвского района): «Совершается он здесь (этот обряд) вечером под Новый год и под Крещение: село освещается «пламенем костров – то любящие потомки отогревают замёрзшие в крещенские морозы кости «родителей». Подобные ритуальные обряды были зафиксированы в разные годы в фольклорных экспедициях. Так например, в с. Пузево Бутурлиновского района «в первый день Рождества зажигали огни – значит пошли христославцы, а пожилые люди брали солому на выгоне и зажигали на улице: «Христа обогревали». В с. Новосолдатка Репьёвского района кладут на огороде солому, (пурину) и зажигают, чтобы шёл дым – «так поминали родителей».

В 2019 году 6 января на канун Рождества с целью фиксации этого поминального обряда сотрудники нашего центра повторно выехали в фольклорную экспедицию в хутор Дмитриевский Нижнедевицкого района. От местной жительницы Сбитневой Зинаиды Ивановны (1940 г.р.) нами была записана информация об этом обряде. Кроме того, удалось увидеть и осуществить видеозапись этого обряда «зажигание костров» и в других сёлах этого района: Острянка, Синие Липяги.

Со слов информанта Зинаиды Ивановны было записано: «На кануне Рождества вечером жгут «пурину» — солому. Идут доярки с дойки, беруть по охапке соломы, дойдуть до супротив кладбища к варотам, кладуть и жгуть. А кто нехотя (на дойку), тады дома. Вокруг своего дома вынося и жгеть. Вынесли из-за кутья на дорогу, чтобы сжечь. Чтобы далёко не летело». На вопрос «Зачем это делали?», был получен ответ «Пурина – это родителей поминать». Вопрос: «Какие-то специальные слова говорили?». Ответ: «Кто-то молитву прочитая — «Помяни, Господи, родителей и всех православных крестьян».

Костры зажигаются около 18 часов, «еще засветло», но и с наступлением темноты во всех дворах наблюдается зажигание костров «на обогрев родителей».

#

    Подать заявку на запись