Рождественские обходы дворов пастухом в Рамонском районе

обходы дворов пастухом

Автор описания: Христова Галина Павловна, доцент кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств.

История Рамонского района начинается с 1928 года, когда был создан Березовский район с центром в селе Березово, вошедший в состав Воронежского округа Центрально-Черноземной области. Березовский район стал частью Воронежской области, а районный центр перешел в село Рамонь. В его состав вошла территория Березовского района за исключением Воронежского заповедника и посёлка Краснолесного, а также сельские советы упраздненных районов: из Землянского района 5 сельских советов (Ломовский, Сомовский, Большеверейский, Павловский и Чистополянский), из Семилукского района 3 сельских совета (Русскогвоздевский, Подгоренский и Яменский).

В селах Рамонского района Воронежской области, расположенных по реке Воронеж (левому притоку Дона), на Рождество, после ночной праздничной церковной службы, пастух совершал обходы дворов села. Зайдя в дом, пастух раскидывал кругом зерно, осыпал им хозяев, произнося словесные формулы заговорного характера, которые выполняли продуцирующую функцию.

Рождественский обход дворов пастухом не типичен для других местностей Воронежской земли. В Рамонском районе, где он бытовал повсеместно, сведения о нем записаны только от старейших жителей (1907–1919 гг.р.).

В селах Рамонского района Воронежской области были широко распространены рождественские обходы дворов пастухом. Этот обряд существовал только в селах, расположенных по реке Воронеж: Сенное, Ситная, Нелжа, Карачун, Пятая сотня, Лопатки, Чертовицы. Для южнорусской территории в целом обходные обряды с участием пастуха не характерны, однако «пастушьи обходы домов» на Рождество существовали в Рязанской области (Тульцева Л.А.). Из истории заселения Рамонского района известно, что эта территория еще в XII веке входила в состав Рязанского княжества и активно осваивалась рязанскими переселенцами.

Обряд обхода пастухом дворов на Рождество включает множество архаичных элементов, указывающих на особый сакральный статус пастуха в крестьянской общине. Содержание и последовательность действий во всех селах практически одинакова, различия касаются лишь деталей обряда и вербальных обрядовых формул.

Обычно пастух совершал обход всех домов в селе ранним утром, часа в 3–4, сразу после праздничной церковной службы: «Прям этим утром, на Раждяство, и всех абайдеть за ночь» (c. Нелжа).

В селе Ситная существовала специализация пастухов: одни пасли коров, другие – овец. Пастух, который пас овец, на Рождество обходил дворы только тех хозяев, которые держали овец, а другие пастухи не принимали участия в этом ритуале: «Хадил, у каво овцы были, а каровьи ни хадили» (с. Ситная).

Войдя в дом, пастух поздравлял с праздником и разбрасывал зерно, имитируя действия при посеве: «Пастух заходил в каждый дом. Говорил: «Ягнятки гладки, бегають па лавки», сыпал в избе» (с. Пятая Сотня); «Хóдить с зерном, захóдя в дом и читая: «Телятки гладки, хвасты па пятки, прыгають па лавки», читаить – чтоб в доме всё была харашо, ну и за эта ему дають» (с. Ступино); «Хадил пастух. Падол держишь, а он: «Ягнятки гладки, сигають па лавки, хвасты па пятки»» (с. Нелжа); «Ну, паздароваитца, и: «Пришел пастушок, прося пиражок. Ягнятки гладки, бегають па лавки» и апять: «Пришел пастушок, прося пиражок». Можа кто и давал хлеб…» (с. Ситная); «Хадили пастухи, штоб весть была скатину. Ну вот: «На триста авец, на двести каров», – всё гаварили» (с. Карачун).

Пастух рассыпал зерна по всему дому, либо по углам дома. Особый случай – насыпание зерна в фартук девушкам: «Мы, дявчоночки, держим падол, а он там – пашаничкя, ячмень, просо, вот и швыряя… Ну, и: «С праздничкам!»» (с. Нелжа).

Чаще всего для посыпания использовалось какое-либо определенное зерно – овес или пшеница, реже могли сыпать любое. Рассыпанное зерно хозяйки собирали и отдавали на корм курам, скотине, считалось, что это будет благоприятно на них воздействовать.

Обычно к приходу пастуха относились как к обязательной и необходимой части праздника, верили в то, что его приход послужит защитой для скота. Пастуха было принято одаривать выпечкой или деньгами. Однако некоторые жители сел воспринимали обход пастуха как сбор подаяния: «Хадил пастух, пабиралси» [с. Сенное].

Произносимые пастухами приговоры явно указывают на продуцирующую цель этого обряда, направленного, прежде всего, на плодовитость и здоровье домашнего скота. Использование зерна в обряде должно было повлиять и на будущий урожай.

В настоящее время только очень пожилые жители рамонских сел сохраняют воспоминания об этом обряде. Более того, во многих обследованных селах перестало существовать такое явление как профессиональное пастушество, не говоря уже о мифологических представлениях о сакральном статусе пастуха.

Представленные аудиозаписи

01 Репортаж из с. Ступино об обряде обхода пастухом дворов на Рождество

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2000 – Г.П. Лексин, Е. Ануркина.
  3. Воронежская область, Рамонский район, село Ступино.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фонограмма 692/7.
  5. Воищева Елена Ивановна 1930 г.р., Лихачева Мария Ивановна 1928 г.р.

02 Репортаж из с. Лопатки об обряде обхода пастухом дворов на Рождество

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2000 – Г.П. Лексин, Е. Ануркина.
  3. Воронежская область, Рамонский район, село Ступино.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фонограмма 694/13.
  5. Недорезова Мария Алексеевна 1908 г.р.

03 Репортаж из с. Нелжа об обряде обхода пастухом дворов на Рождество

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2000 – Г.П. Лексин, Е. Ануркина.
  3. Воронежская область, Рамонский район, село Нелжа.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фонограмма 693/5.
  5. Ситникова Анисья Васильевна 1919 г.р.

04 Репортаж из с. Карачун об обряде обхода пастухом дворов на Рождество

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2000 – Г.П. Лексин, Е. Ануркина.
  3. Воронежская область, Рамонский район, село Карачун.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фонограмма 813/6.
  5. Лямзина Мария Ивановна 1916 г.р.

05 Репортаж из с. Ситная об обряде обхода пастухом дворов на Рождество

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2000 – Г.П. Лексин, Е. Ануркина.
  3. Воронежская область, Рамонский район, село Ситная.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фонограмма 817/18.
  5. Остапова Варвара Степановна 1918 г.р.

06 Репортаж из с. Сенное об обряде обхода пастухом дворов на Рождество

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2000 – Г.П. Лексин, Е. Ануркина.
  3. Воронежская область, Рамонский район, село Сенное.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фонограмма 818/34.
  5. Елютина Евдокия Ивановна 1907 г.р.

Список фотографий

Главное фото – Крестьяне в праздничных костюмах во время Святок.

Белорусы, Могилёвская губерния. Фотография Ф. Костко, 1904 г. Российский этнографический музей 761-27.

01 Карта-схема распространения рождественских обрядов пастуха в сёлах Рамонского района Воронежской области.

  1. 2009 – А.Э. Подольская.
  2. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
#

    Подать заявку на запись