Технология изготовления воронежской матрешки

Автор описания: Матвеева Елена Геннадиевна, народный мастер Воронежской области, мастер художественной росписи по дереву.

Технология изготовления воронежской матрешки уникальна своей характерной только для Воронежской области яйцеобразной формой с плоским донцем. В росписи используется все многообразие народных костюмов края, с точностью переданы культура их ношения, цветовое и орнаментальное сочетание.

Исключительная ценность данной технологии заключается в том, что она соединяет в себе традиционные техники росписи с новыми формами и материалами. Отличительной особенностью воронежских матрешек является индивидуальная для каждого экземпляра роспись. Матрешка является не только игрушкой и сувениром, но и яркой иллюстрацией народной вышивки и ткачества в Воронежской губернии.

Техника изготовления деревянной заготовки

Заготовка вытачивается из липы на токарном станке. Липовая чурка зажимается в кулачковый патрон станка и обтачивается до нужного диаметра полукруглым резцом «галтелкой» и резцом-«косяком» доводится до нужной формы.

Многоместные матрёшки начинают точить с самой маленькой, не разъемной фигурки. Последующие разъёмные заготовки вытачиваются, начиная с «головки», в которой после наружной грубой обработки делается внутренняя выборка «перкой» или «крюком». В «головке» так же вытачивается верхняя часть стыковочного «замка». «Головке» придаётся необходимая форма без чистовой обработки, и она отрезается от чурки.

Из оставшейся в патроне части чурки вытачивается нижняя часть матрёшки, в которой делается выборка и нижняя часть «замка», после чего начерно выводится наружная сторона низа матрёшки. Верхняя и нижняя части замка соединяются путем подгонки так, чтобы «головка» наплотно села на нижнюю часть. В соединённом виде матрешка доводится чистовой обработкой до заданной формы и размера.

Технология росписи матрёшки

Для качественной росписи необходимо провести предварительную подготовку поверхности изделия. Сначала шпаклюются мелкие дефекты древесины и после полной просушки зачищаются наждачной шкуркой, потом заготовка насаживается на металлический штырек для грунтовки.

Второй этап подготовки – грунтовка изделия раствором клея ПВА в воде с последующей зачисткой шкуркой № 0, после чего матрёшка одевается окончательно на металлический штырек, с которого снимается только после лакировки.

Необходимо определиться, какого района и села костюм мы будем использовать для росписи матрёшки.

Третий этап — разметка лица и рукавов циркулем и нанесение карандашом контуров платка и прочих элементов задуманного костюма, таких как фартук, нижняя кайма юбки и головной убор под платком.

Далее выполняется собственно роспись. Для этой работы используются водорастворимые краски: акварель, гуашь, в том числе и темперная, акриловая – для выполнения элементов золотного шитья.

Сначала выполняется роспись лица. Если цвет дерева темноват, то необходимо нанести внутри контура фон телесного цвета и только после этого прописать лицо. Для этого сначала отметить точками место для зрачков и нарисовать их. После зрачков прописываются веки, ресницы и брови. Нос отмечается горизонтальной черточкой на уровне кончика. Скобочкой, с загнутыми вверх концами, намечается верхняя губа с мысками на ней. Нижняя губа приписывается к верхней губе.

После лица приступаем к росписи головного убора виднеющегося из-под платка. Как и в случае с лицом, начинаем роспись с нанесения фона, по которому наносятся орнаменты характерные для того населенного пункта, костюм которого мы хотим выполнить.

Затем наносится красный фон платка, по краю которого прописывается узкая полоска орнамента.

Композиционно платок делится на кайму и средник, которые могут быть разделены полоской узкой орнаментальной отбивки. Рисунок может быть ковровым, но обязательно с красивой каймой и с использованием мотивов «барановских» платков.

Роспись платка выполняется поэтапно. По красному фону прописываются все синие элементы орнамента, затем зелёные, жёлтые, чёрные «приписки» и, наконец, белильные «оживки».

Далее переходим к заполнению фоном контуров рукавов и рубахи, после чего наносим орнамент на «полики».

Последовательно прописываем нагрудные украшения, руки, манжеты рукавов или «брыжи», фон передника – «завески» и ленты на нём, а также «поднаряд» по низу передника.

В руки «сувенирной» матрёшки вписываем хлеб-соль на полотенце с орнаментом, кружевным концом и надписью «ВОРОНЕЖ». Если матрешка многоместная, то можно создать образный ряд, давая в руки матрёшкам различные предметы, относящиеся к какой либо одной теме. Например: «Рукодельницы», «Ярмарка» и прочее.

Теперь можно перейти к росписи юбки. Будет ли это «понёва», «андарак», юбка или сарафан, цвет фона зависит от выбранного костюма, от этого же зависит и роспись юбки.

Донце матрёшки покрывается чёрной краской и наносится надпись, говорящая о том к какой местности принадлежит костюм данной матрёшки. На донце так же указывается год производства и подпись автора росписи, так как роспись матрешки выполняется не по образцу, а создается художником заново, в рамках знаний строя народного костюма и правил его ношения. Каждая, созданная таким образом, матрёшка является авторской и никогда не повторяется. Хорошее знание материала даёт возможность бесконечного множества вариантов росписи.

Технология лакирования матрёшки

Лак НЦ-2144 наносится на расписанную матрёшку после полной её просушки.

Для лака используется плоская, мягкая кисть из натурального ворса. Количество слоёв лака – не менее 3-х, дальнейшие слои наносятся по необходимости. Условия пользования, сушки, хранения и техники безопасности, указаны на банке с лаком.

 

Представленные видеозаписи

01 Мастер-класс Е.Г. Матвеевой по росписи воронежской матрёшки

  1. Воронежский областной центр народного творчества и кино.
  2. 2013 г.
  3. Воронежская область, город Воронеж.
  4. Архив ВОЦНТиК.
  5. Матвеева Елена Геннадиевна 1950 г.р.

 

Список фотографий

Главное фото – Воронежские матрёшки в костюмах Воронежской губернии

  1. Воронежский областной центр народного творчества и кино.
  2. 2013 – Матвеева Е.Г.
  3. Воронежская область, город Воронеж.
  4. Архив ВОЦНТиК.

01 Матвеева Е.Г. расписывает матрёшку

02 Этапы подготовки и росписи матрёшки: шлифовка, прорисовка овала лица, роспись лица, роспись платка

  1. Воронежский областной центр народного творчества и кино.
  2. 2012 – Матвеева Е.Г.
  3. Воронежская область, город Воронеж.
  4. Архив ВОЦНТиК.

03 Композиция «Воронежская свадьба»

  1. Воронежский областной центр народного творчества и кино.
  2. 2016 – Матвеева Е.Г.
  3. Воронежская область, город Воронеж.
  4. Архив ВОЦНТиК.

04 Воронежские матрешки (вид спереди)

  1. Воронежский областной центр народного творчества и кино.
  2. 2012 – Матвеева Е.Г.
  3. Воронежская область, город Воронеж.
  4. Архив ВОЦНТиК.

05 Воронежские матрешки (вид сзади)

  1. Воронежский областной центр народного творчества и кино.
  2. 2012 – Матвеева Е.Г.
  3. Воронежская область, город Воронеж.
  4. Архив ВОЦНТиК.

06 Воронежские матрешки

  1. Воронежский областной центр народного творчества и кино.
  2. 2010 – Матвеева Е.Г.
  3. Воронежская область, город Воронеж.
  4. Архив ВОЦНТиК.
#

    Подать заявку на запись