Технология приготовления свадебных шишек в селе Сергеевка Подгоренского района Воронежской области

Автор описания: Сысоева Галина Яковлевна, профессор, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств.

Традиционная свадебная выпечка «шишки» используется в селе Сергеевка Подгоренского района Воронежской области в качестве обязательного свадебного атрибута и раздается всем присутствующим гостям на свадебном пиру. Традиции обрядовой выпечки и ритуального использования пришли в это село вместе с украинскими переселенцами во второй половине XVIII века, однако, разумеется, претерпели некоторые изменения, если сравнивать их со свадебными традициями метрополии (то есть на территории современной Украины). Сдобные булочки с шишкообразным верхом — шишки — в Сергеевке (как и в других селах, основанных украинцами на Юге Воронежской области) здесь раздают во время свадебного застолья в доме жениха, а не во время приглашения гостей на свадьбу (как принято практически на всей территории Украины). Со временем несколько упростилась и технология приготовления.

Данная традиция распространена в Воронежской области, Подгоренском районе, селе Сергеевка, а также украинских селах Подгоренского, Петропавловского, Калачеевского, Богучарского, Кантемировского, Ольховатского, Россошанского районов Воронежской области.

Прежде всего, следует отметить, что многие жители села Сергеевка в настоящее время затрудняются с определением своей этнической принадлежности, хотя помнят о том, что раньше все здесь были украинцами, а потом (примерно с 50-х — 60-х годов ХХ века) при получении новых паспортов стали причислять себя к русским. В быту они чаще всего называют себя хохлами, и расценивают это не как прозвище, а как новый этноним. Экспедиционные обследования кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств в 2012 году показали, что по всем маркерам традиционной культуры жители села Сергеевка сохраняют и считают своей корневой именно украинскую культуру.
Шишки на свадьбу, которые дарят каждому гостю со стороны невесты – это один из ярких маркеров именно украинской культуры.

Для приготовления шишек близкая родственница со стороны невесты – свашка — специально приглашала помощниц – коровайниц: «Свашка пэрэд свадьбой клычэ шишкы липыть – перевязана платком – тоди короваи пэклы и шишкы у нивэсты» (сообщила Сергеенкова Вера Васильевна 1914 г.р., архив КНМ ВГИИ, № 2144/101). Участие свашки как организатора выпечки, но не как исполнителя высмеивалось участниками свадьбы в момент, когда свадебный поезд от жениха — бэсэда — приезжал за невестой. Свашке в это время пели корильные песни – дражниння (дразнилки):

  • Свашка-нэлипашка —
  • Шишок нэ липыла,
  • Дружок нэ дарыла.
  • Одну злипыла
  • З зэлэна сина,
  • Дай ту сама зъила.

(исполнили участники фольклорного ансамбля с. Сергеевка.

Архив КНМ ВГИИ, ЦАЭ № 2144/93- ж).

Раньше тесто для шишек и каравая делали на опаре. С конца ХХ века использовали уже покупные сухие дрожжи. Но до сегодняшнего дня в селе сохранились запреты и предписания, связанные с приготовлением шишек: нельзя браться за дело с дурными мыслями, нельзя готовить в шуме и суете, а перед замешиванием теста надо обязательно прочесть молитву «Отче наш».

Сам факт раздачи шишек и особые строгие условия их приготовления свидетельствуют о важности этих действий, которые можно расценить как и как факт общинной санкции брака, и как наделение всех участников свадьбы общей долей, и как своеобразное поминание девичьей воли, с которое расстаётся невеста. Такие заключения вытекают из контекста свадебного обряда, потому что сейчас уже невозможно записать репортажи от носителей традиции о символике шишек на свадьбе.

Технология изготовления шишек для небольшого количества булочек (5-6). Сначала варят в небольшом количестве воды – 3- 4 порезанные на дольки картофелины, толкут их, а отдельно в теплой воде из-под картофеля (250 грамм) растворяют и растирают сухие дрожжи (примерно грамм 20). Туда же затем добавляют картофельное пюре, две ложки подсолнечного масла, тщательно размешивают и оставляют в теплом месте минут на 20-25.

В миску или кастрюльку с дрожжами добавляют немного соли, яйцо, маргарин (грамм 50), муку (0,5 кг), размешивают ложкой до однородной массы. Именно в момент, когда хозяйка достает и добавляет муку, она должна читать молитву «Отче наш».

Вымешивают тесто на большой специальной деревянной доске, посыпанной мукой, в течение 5-8 минут, а если теста больше – то время вымешивания значительно увеличивается. Тесто должно получиться мягким, но упругим и не должно прилипать к рукам. Его накрывают полотенцем и оставляют минут на 30, чтобы подошло.

Чтобы вылепить булочки, от теста отрезают небольшую часть (по объему – примерно столько, сколько могло бы поместиться в чайную чашечку), раскатывают его полоской-колбаской диаметром примерно сантиметра 3, придавливают, чтобы полоса стала плоской и с одного края делают небольшие разрезы через каждый сантиметр глубиной сантиметра полтора. Получается примерно -15-18 разрезов. Затем всю полоску скатывают в рулончик, переворачивают разрезами вверх, концы прячут, заправляют под донышко, а верх сам собой раскрывается как цветок. Готовые булочки выкладывают на противень так, чтобы межу ними было расстояние не менее 3 см, оставляют минут на 15, чтобы они подошли, и затем отправляют в духовку, разогретую до 220 градусов на 15-20 минут (зависит от самой духовки). Готовые булочки можно смазать маслом.

Шишки давали каждому гостю во время даров. Жених и невеста стояли с тарелкой, на которой была шишка и рюмка, предназначенная гостю, который говорит поздравление или пожелание молодым. «А як дарять – жених с невестою стоять з тарилкою, дружко налывае, каждому пидносэ. Кыдають копийкы: «Даю тоби пятак, шоб нэ був дурак», «дарю тоби буряк, шоб нэ був мужик дурак», «Дарю тоби галушок, шоб нэ возыла туды-сюды подушок», «Дарю тоби цыбцлю, шоб нэ давала свэкруси дулю» (сообщила Сергеенкова Вера Васильевна 1914 г.р., архив КНМ ВГИИ, № 2144/101).

В старину девкам шишки не давали, поскольку их и на свадьбу и не приглашали.

С утратой и упрощением традиций во второй половине ХХ века, шишки и платки для обязательного перевязывания гостей стали класть перед каждым местом за столом. Обычно шишку на свадебном застолье не съедали, а приносили домой и делили на всех членов семьи. Таким образом, большое число людей становились свидетелями образования новой семьи, а молодожены получали общинное благословение.

Шишки — это не единственная обрядовая выпечка, обязательными были также и караваи, которые пекли в обеих домах из такого же теста, что и шишки, но в форме высокого хлеба, украшенного сверху рогатульками из теста, а в эти караваи втыкали облепленные тестом тонкие веточки деревьев (их называли яблоня — у жениха, короваи – у невесты). Караваями обменивались свашки в доме невесты, когда свадебный поезд (бэсэда) приезжал за ней, затем на свадьбе родственники жениха должны были выкрасть яблоню, сломать, и забросить на крышу дома, где будут жить молодые, чтоб невеста укоренилась, проросла в своем новом доме.

В настоящее время, когда свадьбы играют не по традиционному сценарию, шишки по-прежнему остаются обязательным свадебным атрибутом, но теперь их выпечку заказывают на пекарнях и раздают всем, включая молодежь.

#
Подать заявку на запись