Технология саманных построек села Верхняя Луговатка Панинского района Воронежской области

Технология саманных построек

Автор описания: Христова Галина Павловна, доцент кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств

Село Верхняя Луговатка Панинского района было основано в середине XVIII века. Оно расположилось в луговой низине – луговатке, что отражено в названии села. Здесь были хорошие плодородные земли, равнинный рельеф, поэтому переехавшие сюда воронежские крестьяне-однодворцы закрепились здесь на постоянное жительство. В связи с отсутствием лесных массивов жилище и все хозяйственные постройки здесь было принято делать из самана – изготовленного из глины с добавлением соломы, кирпича, высушенного на солнце.

Традиция изготовления саманных кирпичей в степной зоне, по мнению этнографов, считается древнейшей [1]. В Верхней Луговатке из самана строили и жилище, и все надворные хозяйственные постройки. Саманные кирпичи были самым доступным строительным материалом, поэтому иногда сам факт наличия строений из них мог характеризовать уровень жизни местного населения: «Здесь эти (крестьяне) были вольнаи <…>, но они жили слабей, чем у князя, иль у барина. У барина у всех крестьян были кирпичнаи дома, а у свободных – саманнаи» (Е,В.Опевалова); «Дома раньше здесь были саманные, а кто побогаче, у того дома были деревянные» (М.И.Токарева).

Местные жители отмечают, что саманные постройки очень долгое время были единственным видом жилища в селе. Постепенно стали появляться дома, где саманные кирпичи укладывались на фундамент из покупного обожженного кирпича или из дерева. «Ведь из одного самана дом не построишь, из самана построишь стены, а потолок, матицу, всё ведь деревянное – нужен лесок. А какой побогаче мужик, тот других подговорит – мне привезите, я хоть трёхстеничек сделаю деревянный – это считался богач. Уж какие деревянные (дома) совсем навозили, сложили, это совсем хорошо. Деревянных совсем мало было, а кирпичных было у нас в селе то ли два, мало совсем» (М.Я.Быханова).

Даже в то время, когда саманные жилые дома стали заменяться на постройки из более прочного материала, для хозяйственных построек продолжали использовать саманные кирпичи, о чем есть много свидетельств: «Например, вот у нас были саманная кухня большая и саманный сарай. Там хранились и зимние продукты: и мука, и картошка хранилась там, и всё – вот в этих саманных» (Е,В.Опевалова); «Первая брачная ночь проходила в саманке – домик из самана, который стоял где-нибудь на дворе» (М.И.Токарева); «В тёплое время молодые ночевали в клетке. Клети были саманные, три на три, саманные, ну перед домом» (П.С.Зиборова).

О саманных постройках есть упоминания в фольклорных текстах: «У кого какая баня – у меня саманная, у кого какая детка, – а моя желанная» (Е,В.Опевалова).

Материал для постройки саманных домов изготавливали сами хозяева. Это был очень трудоемкий процесс, поэтому даже если семья была большая, все равно «на саманы» приглашали в помощь соседей, родню: «Мяли её в кругу челавек двадцать. И патом угощенья была, гармонь была, и плясали» (М.Я.Быханова).

Для приготовления саманных кирпичей свежевыкопанную глину переминали ногами, примешивая к ней солому (мякину) и поливая водой. Глина считалась готовой, когда она легко отставала от ног. Этот процесс был самым важным, так как от него зависела прочность будущего строения: «Всё зависит от того, как промять. Можно глину смять так, что и саманы развалятся, а можно путёвые сделать – эт мужики понимают, высохнуть – их не разлепишь» (М.Я.Быханова). В Верхней Луговатке при изготовлении саманов в глину было принято добавлять конский навоз: «Глину месят как тесто, потом конский навоз добавляют» (М.Я.Быханова).

Для изготовления кирпичей делали специальные ящики без днища из двух пар досок, с ручкой. Размеры таких «станков» не были строгими, обычно они были не меньше, чем 50х30х15 см. Форму смачивали водой и плотно набивали её подготовленной глиной. После набивки глины форму снимали и делали следующий кирпич: «Такие формочки были, как вафлинцы, их заливали, вываливали. Потом уж поднимали вилами или лопатой, сушили и делали дома» (П.С.Зиборова). Сформованные кирпичи сушили на воздухе, дня через два-три переворачивали другой стороной. Когда кирпичи полностью подсохнут, их ставили на ребро и выстраивали особым способом – для проветривания и окончательной сушки. «Это называется «саманы поднимать»: то они лежат все обычно рядками по двадцать, по тридцать. С неделю сохнут, потому что глина. Потом начинают их поднимать: берёшь этот ящик-то, он уже там нормальный саман, ну прямоугольной формы, и ставят его на ребро. <…> Тут один, чуть-чуть подальше другой, стоят они рядками» (М.Я.Быханова). В Верхней Луговатке было принято складывать подготовленные саманные кирпичи в форме пирамиды: «Саманы складывали в виде небольшой скирды, как стожок. <…> Десять в основании, во втором ряду – девять, и в итоге сойдут на нет. Два самана вверху как крыша. <…> Оставшиеся саманы ещё рядом положут» (М.Я.Быханова).

Еще до того, как начнут складывать дом из саманов, делали заготовки для дверей, потолка. В прошлом для этого использовали плетни. В нежилых хозяйственных постройках могли соединяться стены из саманов и стены из плетней: «А плетни поставят: большой – на стену, а если маленький, они дверь делают» (М.Я.Быханова). Плетни делали из хвороста, местные жители отмечают, что плетни «все умели плести». Технология была такой: «Вырубают тут же крупные колья высотой примерно два метра, в сарайчик боле не нужно. <…> Стоят колы и начинают переплетать, один туда, другой сюда, а поскольку он высокий кол-то, дальше-то он загибает, последний какой кол кончается.

Заплетают не нитками, а хворостом. И в итоге получится такая хворостяная стена, что она не хуже саманного» (М.Я.Быханова).

После подготовки строительных материалов приступали к строительству дома. Сначала выкапывали углубление для фундамента, по размеру будущего дома. Фундамент выкладывали только из глины: «Тут чистая глина, навоз сюда не трогали, потому что навоз-то – его разобьёт водой. Глину набивали и так набьют!» (М.Я.Быханова).

Затем начинали выкладывать стены дома. Саманы выкладывали в шахматном порядке и скрепляли их более жидкой глиной: «Вот саман один проложут, и мужики – они все сильные были – так вот (глину) горстями со всех сторон. Второй саман к нему притыкают. Глины-то много, раз, два самана, получилось, потом саманов шесть-семь сделают на стену, потом следующую стену, на углах тоже глина. <…>И уж этой глиной слепят, и не разлепишь как зря, высохнут они путём, <…>, и лежит этот саман – ой-ой-ой!» (М.Я.Быханова). Тщательно сделанная саманная постройка отмечалась большой прочностью: «Такие дома стоят по семьдесят лет, тёплаи» (М.Я.Быханова).

Следующий этап – установка потолка и крыши. Для укладки потолка посередине постройки в длину дома кладется толстое бревно – матица, также по одному бревну укладывали параллельно матице поверх сложенных саманных стен. Затем на стены и на матицу через каждые полметра клались поперек более легкие и тонкие бревна, сверху которых клали еще бревна накрест по длине дома. На решетку из бревен накладывался хворост, а затем на хворост намазывали глину толщиной в два-три пальца. «Это называлось обрешетить, решётку делали. А решётка опять же из хвороста, не в виде целого плетня, а хворост набивают» (М.Я.Быханова).

Крыши раньше были соломенные, двухскатные. «Двускатная крыша требовала тоже много дерева, надо было делать лаги (бревна), которые упирались в бревна на стенах – с каждой стороны по четыре лаги. Сверху лаги крепились к коньковому бревну. Затем делали обрешетку лаг хворостом и начинали покрывать крышу соломой. Перед покрытием соломой крыши, вдоль дома по краю бревен потолка привязывались рейки из хвороста, на которые нанизывались пучки соломы (для защиты верха стен дома). По боковому краю обрешетки крыши привязывался толстый валик из соломы, чтобы при укладке соломы на крышу она не сваливалась вниз. Затем на край потолка клали несколько слоев соломы, на которую уже начинали класть подготовленную солому для крыши (тщательно выровненные небольшые снопы)» [2]. На саманных постройках делали большие свесы крыши для защиты стен от дождя.

Установка крыши требовала особого мастерства, отмечалось, что для этого «были специалисты, не каждый крышу построит» (М.Я.Быханова). Несколько человек подавали солому снизу на вилах, а один принимал ее и укладывал на крыше последовательно в несколько рядов, плотно утрамбовывая ее, чтобы впоследствии крыша не пропускала влагу: «Начинает класть – это называется нижний венец, это самый первый. <…> Надо ведь в определённом порядке, вот два человека подают солому большими вилами, а третий стоит на крыше – это кровельщик называется. <…> И что ему подадут, сколько соломы, он её туда положит на край и сам притопчет, хорошенько притопчет. Потом следующее ему – он рядышком, не так безобразно побросал, да и всё, а это путём. Крыши-то не каждый умеет путём покрыть» (М.Я.Быханова). Уложенную солому разравнивали граблями, лишние стебли удаляли. Когда крыша с двух сторон была готова, сверху ее заливали жидким раствором глины. Боковины крыши закрывали вертикальными снопами соломы.

По окончании основных строительных работ на доме укрепляли двери и окна. Для укрепления дверей делали деревянные притолоки, к которым прикрепляли раньше плетеные двери, а позднее – деревянные. Для окон покупали стёкла на рынке, которые вставляли во встроенные в стены деревянные рамы. Окна в саманных домах были небольшими: «Окошечки были не так, как сейчас – чуть побольше букваря» (М.Я.Быханова). Внутри дома выкладывали печь из кирпича.

Саманные дома обычно оштукатуривали глиной с песком и покрывали побелкой.

Технология постройки домов из саманного кирпича применялась в селе Верхняя Луговатка примерно до 1950-60х годов.
В настоящее время здесь можно встретить только полуразрушенные жилые здания из саманного кирпича. Строений под соломенной крышей не сохранилось, их заменили крыши из шифера или толя.

В качестве хозяйственных строений саманные постройки хотя и редко, но используются до сих пор.

[1] Чижикова Л.Н. Жилище // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / Отв. ред. К. В. Чистов. М., 1987. С. 223–258;

[2] Пухова Т.Ф. Саманные строения в селах Верхнехавского района Воронежской области // Живая старина №3(67)/2010

#
Подать заявку на запись