Топонимические предания Воронежской области

Топонимические предание Воронежской области

Автор описания: Пухова Татьяна Фёдоровна, доцент кафедры русской литературы XX-XXI в.в., теории литературы и фольклора, заведующая лабораторией народной культуры им. профессора С.Г. Лазутина Воронежского государственного университета.

Преданием называется жанр устной народной несказочной прозы, имеющий установку на достоверность, события которого разворачиваются без участия сверхъестественных сил. Топонимическим называется предание, объясняющее происхождение географического объекта (деревни, реки, города, оврагов, курганов и пр.), а также их названия. Топонимические предания представляют собой не развлекательный жанр, как, например, сказки, а познавательный.

Топонимические предания распространены по всей территории Воронежской области, существуют в живой традиции до настоящего времени. Сбор информации проводился студентами, преподавателями и сотрудниками кафедры теории литературы и фольклора филологического факультета ВГУ с 1993 г. по настоящее время.

Топонимические предания можно разделить на пять больших циклов: природный, первопоселенческий, татаро-монгольский, церковный и исторический. Тематика преданий тесно связана с особенностями географического расположения сёл (степное пространство, меловые годы по течению Дона, курганы), историей заселения (период вторичного заселения из центральных губерний России в XVI-XVII веках, приход украинцев в южные уезды губернии, появление беглых крестьян и разбойников), историко-культурными фактами (строительство флота под руководством Петра I, открытие конных заводов графом А. Орловым-Чесменским). Таким образом, топонимические предания несут в себе народную память о важнейших событиях в истории и культуре Воронежского края, а также доносят до нас наблюдения крестьян над природными особенностями своей местности.

Уникальность Воронежских топонимических преданий заключается в том, что обращение к топонимическим преданиям позволило заглянуть в далёкое историческое прошлое нашей Воронежской земли, убедиться в глубоком знании воронежским крестьянином своих родных мест: особенностей ландшафта, своеобразия расположения рек, лесов, оврагов. Жанр топонимического предания также демонстрирует умение народа кратко и образно выражать свою мысль, предлагать оригинальные версии названий, опираясь на народную этимологию, народную фантазию.

Обращаем внимание на то, что перед нами произведения устного народного творчества – народные предания о происхождении названий. Для них характерна «народная этимология», которая зачастую не соответствует научному толкованию названия. Но это не уменьшает ценности имеющегося в сборнике материала. Ведь это образцы народной фантазии, взятые из наблюдений над степными просторами, плавным течением Дона, шумом сосен в Усманском бору. В преданиях отразились и сложные людские переживания: любовь и дружба, преданность и предательство, любовь к Родине, родной природе. Топонимические предания возникали и в результате переосмысления исторических фактов, передаваемых из уст в уста, из поколения в поколение.

Такие предания много говорят о своеобразии мышления русского народа, особенностях его психологии. На это указывает предпочтительный выбор той или иной версии происхождения названия. Народное предание донесет до современного читателя наиболее распространенное представление о происхождении названия. В ряде случаев в сборнике представлены несколько вариантов преданий о происхождении названий, рассказанных жителями того или иного села. Большинство текстов передают особенности речи сел Воронежской области, как русских, так и украинских.

Воронежские топонимические предания отразили основные события прошлого нашего края: период вторичного заселения из центральных губерний России в XVI-XVII веках, приход украинцев-черкасов в южные уезды губернии, появление беглых крестьян и разбойников, строительство флота под руководством Петра I, открытие конных заводов графом А. Орловым-Чесменским, строительство и освящение в воронежских городах и сёлах храмов. Жива в воронежских топонимических преданиях память о татаро-монгольском нашествии, отразившаяся в названиях сёл (Татарино, Рождественская Хава), рек (Усмань, Хава, Хворостань), озёр (Тахтарка). Топонимические предания несут в себе черты жизни как украинцев, так и русских, показывают различия в быте и языке, в традиционных занятиях русских и украинских крестьян.

Все собранные топонимические предания в Воронежской области были разделены на пять больших циклов, в некоторых из них были выделены разделы и подгруппы.

  1. Природный цикл, где происхождение названий объясняется особенностями местных условий обитания. Здесь нами выделено несколько групп.
  2. Названия, объясняемые особенностями природных и географических условий (с. Гремячье, река Хворостань, хутор Горожан и др.).
  3. Топонимы, в преданиях о которых упоминаются различные звери, птицы, рыбы.

2а. Реальный животный мир (с. Коршево, с. Бирюченское и др.).

2б. Фантастический животный мир (с. Верхний Мамон, река Дурная).

  1. Первопоселенческий цикл. Это самый большой цикл, включающий около сотни текстов. Сюда мы включили предания, рассказывающие о том, кто первым дал имя новому поселению. Взгляд путешественника останавливается на необыкновенно красивом и богатом месте, где всего вдоволь: дичи, рыбы, растительности. Здесь также несколько групп:
  2. Предания, объясняющие происхождение названия появлением в этих местах первопоселенца, благодаря чему место получает название, придуманное им самим или же в его честь село называют потомки (сс. Русаново, Коршево, Перловка, Братки, Троицкое).
  3. Название дано в связи с деятельностью помещика или богатого человека. Название географический объект получает либо благодаря какому-либо выдающемуся поступку человека (с. Колбино), либо просто потому, что он здесь жил (с. Козинка, Колбино, Хава, Панино и др.).
  4. Первопоселенцами были разбойники (сс. Семидесятное, Абросимово). Иногда это развёрнутый рассказ, сообщение о каком-либо событии, как в предании о селе Осетровка, или же просто констатация факта. Интересно, что в преданиях не описывается каких-либо “разбойных” в нашем понимании действий. В связи с этим следует упомянуть, что “разбойниками” в нашей местности нередко называли беглых крестьян.
  5. Топонимы, объясняемые особенностями поведения или поселения людей (с. Русская Журавка, улица Нахаловка в с. Хреновом, с. Ярки и др.).
  6. Название географическому объекту дано по роду занятий первопоселенцев (с. Гончаровка, х. Новопостояловка и др.).
  7. Название дали переселенцы из других городов и сёл (сс. Кучугуры, Козловка, Каширское).
  8. Первопоселенцами были люди другой национальности (сс. Черкасское, Хохол-Тростянка).

III. Татаро-монгольский цикл. Сюда включены предания, которые связывают топонимы с проживанием татар в нашей местности. Предания, в которых рассказывается о борьбе с татаро-монгольским нашествием, мы причислили к историческому циклу.

  1. Любовные предания. Основные герои – дочь хана, пришедшего на русскую землю, и её возлюбленный. Хан противится этой связи по различным причинам: вражда между возлюбленным и ханом; низкое сословное положение жениха дочери; в одном из рассказов возлюбленным оказывается русский юноша. Заканчивается всё для влюблённых, как правило, печально. Чаще всего погибают и девушка, и её любимый. Дочь хана чаще всего тонет в реке или озере. В некоторых преданиях хан представлен как очень жестокий человек. Народ сохраняет память о прекрасной любви и называет в честь девушки реку или озеро, в котором она утонула.
  2. Предания, связанные с утонувшей дочерью хана. Здесь отсутствует любовная интрига. Дочь хана тонет в реке по собственной неосторожности или в результате несчастного случая. Но в некоторых случаях можно предположить, что это неполные варианты преданий из предыдущего раздела.

К преданиям этого типа мы отнесли некоторые из рассказов о селе Хава, а также предание о селе Кучугуры, о реке Усмани.

  1. О татарских ханах.

В преданиях этого раздела отсутствует развернутая сюжетная линия. В них в связи с названием местности упоминаются различные имена татарских ханов. Из этих текстов мы узнаем, что на нашей земле побывали Мамай, Батый, хан Алдаржан, Кучук Дарей.

  1. Церковный цикл. В преданиях этого цикла топонимы связываются со строительством церкви (с. Александровка, Вознесеновка), а также с различными церковными праздниками. Например, село Новотроицкое названо так потому, что первые люди в этом месте появились во время праздника Троицы.
  2. Исторический цикл. В этот цикл мы включили тексты, в которых появление различных географических объектов и их названий связано с различными историческими событиями и с деятельностью исторических лиц.
  3. Предания о борьбе русских людей с татарами (сс. Татарино, Карачан, Урыв, река Потудань). В этих преданиях рассказывается о сражениях с татарами, об обороне русских земель.
  4. Топонимы связаны с деятельностью Петра Великого (сёла Острогожского района, г. Поворино и др.).
  5. Названия связаны с появлением в нашем краю других известных исторических деятелей, таких как Елизавета, Екатерина II, граф Орлов-Чесменский (сс. Хреновое, Лизиновка, Чесменка).
  6. Об исторических событиях XX века: о гражданской и Великой Отечественной войне (сс. Воля, Краснофлотское, река Красная).

ПРИРОДНЫЙ ЦИКЛ

Об особенностях местности

Хутор Садовский (с. Буравцовка) Эртильского р-на

До 1930 года у всех в хуторе были под окошками посажены садики. А в других местах садов не было. Поэтому хутор назвали Садовским.

Запись сделана в с. Буравцовка Эртильского р-на Воронежской обл. от Л. П. Немцова 1928г. р., уроженца с. Буравцовка, студентками 1к. филфака ВГУ Ткачёвой О. Ю., Савиновой А. А., Архиповой А. Б. в 2005 году.

О животных

с. Козловка Терновского района

— А откуда возникло название Козловка?

— Козловка ето козлы. Вроде козлы были. Выселки были из Мичуринска. А из Козловки выселялись в Дубровку, Кисельное. Ет все выселки из Козловки. А здесь много козлов было. А еще платками тут занимались. Но их много еще таких сел, под Архангельском еще есть, я сама узнавала.

Запись сделана от Ненашевой Марии Ивановны 1933 г.р. и Бобрина Николая Владимировича 1926 г.р. 5 июля в с. Козловка Терновского района Воронежской области.

с. Алое поле Панинского р-на

«Щебёткин куст»- называется так из-за большого количества птиц и их щебетания.

Запись сделана в с. Алое поле Панинского р-на Воронежской обл. от Ушаковой Нины Степановны 1951 г.р., уроженки с. Алое поле, студентками 1к. филфака ВГУ Баулиной К., Мягких Н., Чернышевой Ю., Султанбековой В. в 2010 году.

с. Медвежье Семилукского р-на

Тут была непроходимая тайга, медведей много. Потом год за годом это все уничтожалось. Сюда высылали, вот как Перлёвка образовывалась, так образовывалось и Медвежье.

Записано от Авиловой Елены Филипповны 1941 г.р., уроженки с. Медвежье, в с. Медвежье Семилукского р-на Воронежской обл. Записали студ. 1 к. филфака ВГУ Джулия Брау, Анастасия Артеменко, Ксения Яковлева в июле 2011 г.

с. Медвежье Семилукского р-на

Лес – Кабанье. Мы и сейчас туда боимся ходить. Там змеи, гадюки. Даже одного из села Трещевка укусила за пятку. Так и без пятки остался. А Кабанье называется потому, что кабанов было много.

Записано от Авиловой Елены Филипповны 1941 г.р., уроженки с. Медвежье, в с. Медвежье Семилукского р-на Воронежской обл. Записали студ. 1 к. филфака ВГУ Джулия Брау, Анастасия Артеменко, Ксения Яковлева в июле 2011 г.

с. Медвежье Семилукского р-на

Почему Медвежье… Ну был там колодец какой-то. Ну, там медведи, ты говоришь, водились. Кто их там знает?

Записано от: Авиловой Елены Филипповны 1941 г.р., уроженки с. Медвежье, в с. Медвежье Семилукского р-на Воронежской обл. Записали студ. 1 к. филфака ВГУ Джулия Брау, Анастасия Артеменко, Ксения Яковлева в июле 2011 г.

Первопоселенческий цикл

  • О первых поселенцах

с. Алое поле Панинского р-на

«Тюрин куст» — называется так по фамилии проживавшей там раньше семьи.

«Германов лес»- называется так по имени егеря, который жил отшельником в данном лесу.

Запись сделана в с. Алое поле Панинского р-на Воронежской обл. от Ушаковой Нины Степановны 1951 г.р., уроженки с. Алое поле, студ. 1 к. филфака ВГУ Баулиной К., Мягких Н., Чернышевой Ю., Султанбековой В. в 2010 году.

с. Новотроицкое Терновского р-на

– Названия улиц, таким образом, там, где первое заселение было, там и до сей поры не называют «улица Советская» или «Первомайская», а называют «Село», т.е. заселили – это село. Дальше называют улица Завьяловка, отростки такие, уж сильно больно мело со стороны запада, со стороны Козловки, с юго-запада ветры такие, и заметало, заносило. Поэтому назвали её Завьяловка. Или рядом соседняя улица проходит Зайцева. Это первый, так скажем, предприниматель села. Он занимался закупкой мяса и отвозил его в Москву. У него хороший дом был построен, железом крытый. В то время у нас дома были построены и не рубленные, а из глины. Из глины делали саман. Это берут глину, заливают водой, потом солому туда кладут, и лошадь по кругу гоняют, и так много-много раз, пока она не примет такую массу. Потом клали такие станки, набивали, и получался кирпичик. Он назывался саман, этот кирпич. Его высушивали, потом клали, как и наши кирпичи. И делали дома, крыли соломой. А первый рубленный дом (был) у этого Зайцева. Или первый каменный дом на улице на Центральной, появился первый каменный дом. Это зажиточные крестьяне, которые занимались предпринимательством.

Записано в с. Новотроицкое Терновского р-на Воронежской обл. в июле 2009 г. от Кириллова Сергея Матвеевича 1940 г.р.

  • О помещиках

с. Байгора Верхнехавского р-на

Бай какой-то здесь проезжал. Бай, говорили, он такой богатый человек. Он с Крутика ехал. Крут Байгора, наша Байгора, Верхняя Байгора. Он тут сколько-то останавливался и жил.

Записано от Долгих В.М.,1938 г.р. в селе Н. Байгора, уроженки с. В. Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. Запись сделана студ. 1 к. филфака ВГУ Ворониной О. и Золотаревой И.

с. Байгора Верхнехавского р-на

Жил здесь Бай, а фамилия у него Гора, поэтому и Байгора.

Записано от Щеглина И.В., 1941 г.р., уроженца с. Н. Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. Запись сделана студ. 1 к. филфака ВГУ Ворониной О. и Золотаревой И. 6 июня 2008 г.

с. Байгора Верхнехавского р-на

Барин был тут. Его звали Бай, а жену Гора. Он назвал Крут Байгора, Средняя Байгора и Верхняя Байгора. Это его участок был. Он командовал тут народом.

Записано от Долгих В.М.,1938 г.р. в селе Н. Байгора, уроженки с. В. Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. Запись сделана студ. 1 к. филфака ВГУ Ворониной О. и Золотаревой И.

с. Петровское Лискинского р-на

-А значит такэ було, шо йихали через наши, тут не було ничо. Тут было, знача, мы сейчас в месте клуба было много колодези, колодцы. Ехали на базар через колыбелка, через наш и коней поили. И так начиналося тут два дома построилися. Колыбелски пан был тутачки, Пэтро, и всю землю нашу захватив, чернозем понарыв. И построить хотив своего сына тут, тоже Пэтра был сын. И назвал хутор Петровский. Колодези так и… колоды засыпали.

-А говорят был тут закопали генерала в крестиках и назвали Петровске.

-Нет, нет, не, Дуня, то знаешь, там кисто в то лето, но мне кажэ я правильно. Колодези тут.

-Екатериновка, Екатериновка. Дочь была в его, у того пана. Была у Пэтро Екатерина. И там посадил дочь, а тут Петра. Так люди рассказывали. И была истории тут, сейчас вышла. Тоже так написано.

Запись сделана в с. Петровском Лискинского р-на Воронежской обл. Записано от Грищенко Прасковьи Ивановны 1922 г.р. студ. филфака ВГУ в 2008 г.

с. Колбино Репьёвского р-на

— Откуда произошло название вашего села?

— Раньше ж ядянолично жили. Был такой начальник, хвамилия была Колба. И назвали «Колбино».

Записано от Горбатенко Екатерины Ивановны, 1927 г.р.

с. Глотово Нижнедевицкого р-на

Село Глотово получило свое название по имени барина, жившего в этом селе, его звали Глот. А Антаевка — по имени барыни Антаевой.

Запись сделана в с. Глотово Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Ковалевой Евдокии Николаевны 1934 г.р. студентами ВГИИ Вознесенской Н. и ВГУ Мялкиной М., Котляровой.

с. Глазово Нижнедевицкого р-на

Норо-Воротаево. Это село было названо в честь 2х помещиков: Норов и Воротаев. В этих местах жили крепостные крестьяне.

Запись сделана в с. Глазово Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Макеевой Ольги Федоровны 1945г.р.

с. Першино Нижнедевицкого района

Считалось, что в этой местности жили 2 барона по фамилии Першины. И после село так и назвали — Першино.

Запись сделана от Росковой Елизаветы Александровны 1996 г.р. и Сидоровой Анны Константиновны 1998 г.р. в с. Першино Нижнедевицкого района Воронежской обл. от студ. филфака ВГУ Ситниковой Е. и Бухтояровой Н. в 2006 г.

с. Медвежье Семилукского р-на

Раньше был здесь барин. Злой, нехороший. Отбирал все. Прозвали его Медведь. Ну, потом он умер. А началось село строиться – стали думать как назвать. И решили по барину – Медвежье.

Записано от Красновой Галины Сергеевны 1978 г.р., уроженки с. Медвежье, в с. Медвежье Семилукского р-на Воронежской обл. Записали студ. 1 к. филфака ВГУ Бойкова Алла и Комнатная Анастасия в июле 2011 г.

с. Буравцовка Эртильского р-на

В Буравцовку переселились в 1918 году из Копыла. Считается, что название села пошло от купца по фамилии Буравцовский, который здесь жил и был очень богат.

Запись сделана в с. Буравцовка Эртильского р-на Воронежской обл. от В.И. Корсовой 1939 г.р., уроженки с. Буравцовка, студ. 1к. филфака ВГУ Ткачёвой О.Ю., Савиновой А.А., Архиповой Н.Б. в 2005 году.

  • О разбойниках

с. Алое поле Панинского р-на

«Анюткин куст».

Муж отвел свою жену в лес и там зарезал. Но как оказалось, он ее только ранил и попытался уйти. Он обернулся, а жена еще живая ему говорит: «Что же ты меня тут одну оставил, мне страшно очень!» Муж вернулся и довершил начатое. С тех пор это место в лесу называется «Анюткин куст». А мужа за убийство посадили на 25 лет.

Запись сделана в с. Алое поле Панинского р-на Воронежской обл. от Ушаковой Нины Степановны 1951 г.р., уроженки с. Алое поле, студ. 1 к. филфака ВГУ Баулиной К., Мягких Н., Чернышевой Ю., Султанбековой В. в 2010 году

с. Перлевка Семилукского р-на

Почему называлась Перлёвка? Туда раньше ссылали разбойников. Сперва послали Петра, а в другую сторону – Левку. Ну, они приехали с молодыми девушками, женились, размножались. Сперва называлось Петралевка. Но потом дальше – больше, вроде неудобно, сократили, получилось Перлёвка.

Записано от Авиловой Елены Филипповны 1941 г.р., уроженки с. Медвежье, в с. Медвежье Семилукского р-на Воронежской обл. Записали студ. 1 к. филфака ВГУ Джулия Брау, Анастасия Артеменко, Ксения Яковлева в июле 2011 г.

с. Ендовище Семилукского р-на

Так же образовывалось Ендовище. Туда тоже сослали двух разбойников – Ендову и Вищу. Вот и получилось Ендовище.

Записано от Авиловой Елены Филипповны 1941 г.р., уроженки с. Медвежье, в с. Медвежье Семилукского р-на Воронежской обл. Записали студ. 1 к. филфака ВГУ Джулия Брау, Анастасия Артеменко, Ксения Яковлева в июле 2011 г.

с. Шишовка Бобровском р-на

«Шишами» назывались неугодные закону люди, каторжники. Съезжались из разных мест, нет однородности населения.

Неофициальные названия улиц:

— Гудовка

— Непочётовка

— Аршава (первонач. поселение) = 40 лет Октября

— Япония

Запись сделана в с. Шишовка Бобровского р-на от Василия Григорьевича (милиционер) студ. филфака ВГУ Бичёвой И., Лебединцевой С., Шаталовой Н. в 2007 г.

с. Ростоши Эртильского р-на

Было село, в котором люди очень много воровали. Их называли «растосуй». Со временем это слово преобразовалось в Ростоши.

Запись сделана в с. Ростоши Эртильского р-на Воронежской обл. от К.И. Ахматовой 1929 г.р., уроженки с. Ростоши, студ. 1к. филфака ВГУ Тереховой С., Фроловой Е., Яковенко М. в 2005 г.

  • Об особенностях поведения и поселения людей

с. Воротниково Старооскольского р-на Белгородской обл.

История Маришкиного сада.

Жила Маришка на хуторе. Было у неё три брата и три сестры. Пришла пора выдавать её замуж. Нашли ей жениха из Терехово. Маришка была очень красивой, а жених с придурью. Естественно, она не хотела выходить за него замуж. Когда приехали сваты, она спряталась на потолок. Но отец нашел её и насильно, всё-таки, выдали её. От мужа она сбежала. Домой вернуться побоялась и пошла работать в сад к барину. Барин полюбил её очень, но не мог жениться на ней, так как был женат. Когда жена барина умерла, он женился на Маришке. Потом их раскулачили и они уехали, но Маришка часто приезжала и навещала родных. Её именем и назван сад рядом с деревней.

Записана от А.И. Сосуновой 1924 г.р., уроженки с. Воротниково. Запись сделана студ. филфака ВГУ А. Марущенко в 2010 г.

с. Новотроицкое Терновского р-на

История села такова. Мы – выходцы из села Козловка. Село большое, оно со временем разрасталась. Земли здесь, на востоке, а это от Козловки восточная сторона, здесь до реки Соловы были пустующие земли. Здесь росла трава, ковыль, кустарники, она не обрабатывалась. Но наверное, некоторым крестьянам, которым мало земли было там, они решили выдвинуться на новые земли вот, на востоке от Козловки. И на сходе села Козловки случилось такое неприятное, скандальное событие – «разборка». То есть, эти земли-то неплохие, кому-то не хотелось, чтобы их заняли. Но вот, это скандал вылился в то, что новотроицкие (оно ещё так не называлось), те, кто выселялись, они отспорили этот участок. Ну и с тех пор и по сей день негласно называют наше село Бреховка. Да. Вот только так. Если вы спросите в Козловке: «Как по-другому называют Новотроицкое?» Вам ответят: «Бреховка» – «Почему?» – «Отспорили». А если новотроицких здесь спросите от скажут: «Козловские – это дубинники?» Потому что они дубинками выгоняли, палками выгоняли оттуда: «Раз вы отделились…» Вот такая история, с чего начиналось.

Приблизительно, точной даты отселения неизвестно. Мы определяли только по первым жителям села Новотроицкого, которые были известны в народе. Старичок, звали его Панечка, где-то в середине 50-х годов ему было 110 лет. В возрасте 10 лет его перевезли из того села. Мы так посчитали приблизительно, ориентировочно или до отмены крепостного права, или после отмены крепостного права… В архиве данных нет.

В начале село так и называлось Бреховка. Строилась сначала улица прямая, одна. Сейчас эта улица от Русанова до Братков, километра три протянуто. Так шло первоначальное заселение.

Выселилось более 200 человек. Это община была и они сразу стали за свой счёт строить церковь. Здесь была церковь построена. Она просуществовала до 1932-1933 гг., в эти годы была разрушена. И из этой церкви, она была деревянная, и начали строить школу в селе Новотроицком, потому что церковь разрушили и в с. Поляна, также и в Козловке. И строительный материал привезли в Новотроицкое, здесь начали строить школу.

Здесь была сразу же, в течение двадцати лет построена начальная школа. Это на средства земства. Эта школа была начальная, до четвёртого класса. Население быстро разрасталось. Мест не хватало, поэтому не все получали образование. И только в 37-м году она стала семилетней. А до того времени наши ученики, которые желали продолжить образование, они в Русаново, здесь километров семь Русаново, там жители нашего села получали образование. Герой Советского Союза Ефимов Иван Николаевич, он закончил четыре класса здесь, а потом учился в Русанове.

Записано в с. Новотроицкое Терновского р-на Воронежской обл. в июле 2009 г. от Кириллова Сергея Матвеевича 1940 г.р.

с. Усть-Муравлянка Репьёвского р-на

— Вот есть Муравка река. Там где Сасовка, Колуханы. Начинается эта река с Завершья (с. Завершье). А наши переселенцы были там поселены у барина Ржевского, занимали (они) хорошие плодородные земли. Он решил их переселить на это место, где сейчас Усть-Муравлянка. Эта Муравка (в устьях поселение это было) впадает в реку Потудань (устье). А ещё это село называется Гудаевка. А почему Гудаевка, потому что барин их выселил на такие неплодородные земли, на песчаные, что они, крестьяне, завыли, заплакали, загудели и пошли вот здесь поселились.

Записано в с. Усть-Муравлянка Репьевского р-на Воронежской обл. от Золотарёва Александра Павловича, 1933 г.р.

с. Ростоши Эртильского р-на

Одному помещику досталась деревня. Через некоторое время он узнал, что его село разворовали, растащили. Отсюда пошло и название села. Сначала оно было Ростощи, потом Ростоши, а затем название Ростоши.

Записано от А.П. Сладких 1920 г.р., уроженки г. Эртиль, в с. Ростоши Эртильского р-на Воронежской обл. Запись сделана студ. филфака ВГУ И. Котляровой и Н. Беспаловой в 2005 г.

с. Буравцовка Эртильского р-на

Царское правительство укрепляло границы государства. Отсюда набеги делали татары или монголы. А людей сюда заселяли, чтобы они и жили тут, и землю распахивали (доход государству) и, вроде как охрана. 220 лет Копылу уже.

Говорят, что название эти придумали не русские, а татары, которые здесь захватывали. А Буравцовка, говорят, она ещё даже раньше Копыла была.

Вот часть Буравцовки – Бегичево, Дондуков лес. Это барин был – Дондуков. И здесь вся земля, все люди были его. А в Копыле был помещик, там всё его было. А Дондуков для этой местности много сделал. Вот лес этот сажали вручную, где-то 300-400 гектар его.

Бабка одна рассказывала: пололи. Избави Бог, если срубили растеньице одно. Его съедали, чтобы знака не было. Наказание могло последовать. Сад у Бегичево хороший был. Сейчас сохранилось одно его основание. А дальше, за лесом там основная усадьба его была.

  • О занятиях людей

с. Воротниково Старооскольского р-на Белгородской обл.

Деревня образовалась примерно в XIII в. Первыми поселенцами стали «пограничники». Воротниково – место, где находились ворота в крепость Оскол. Это первая застава. Через деревню проходил путь Великий перевоз. Сейчас село практически превратилось в пригород. Рядом с деревней протекает река Убля. Местные считают, что название реке невольно дал один из первых поселенцев. Так как река была быстрая и глубокая, человек стал тонуть и его последними словами были: «У бл…». Так и появилось название.

Село окружено лесом. Его называли Володин. По имени помещика. Рядом располагался Маришкин сад. Во время строительства магазина было обнаружено захоронение печенежской женщины знатного происхождения. В основном местные жители занимались разведением лошадей.

Записана от А.И. Сосуновой 1924 г.р., уроженки с. Воротниково Старооскольского р-на Белгородской обл. Запись сделана студ. филфака ВГУ А. Марущенко в 2010 г.

  • О татарских ханах

с. Прилепы Острогожского р-на

Приехали какие-то ханы, а потом подъезжали к ним переселенцы и прилеплялись к этим ханам.

Записано от Даниловой Анны Петровны 1932 г.р. в с. Прилепы Острогожского р-на Воронежской обл. 8.07.2006 г. (Кассета № 10)

Исторический цикл

  • О борьбе с татаро-монголами

с. Байгора Верхнехавского р-на

Дед мне рассказывал, какие-то тут татары были Байгора. Ну, вот не вспомню. Говорил мне дед, но я уже подзабыла по какой причине Байгора. Тут татары, вроде, воевали. И наши русские. И вот от нас километров десять, где сейчас Липецкая область. И там такой… граница была сделана. Ну, примерно выше моей избы. Из земли сделана. А мы на базар пойдем пешком, там че-нибудь купить или продать. И дед говорил: «Это вот татары с нами вот границу сделали». Прогнали их, и вроде война устепенилася. И сделали границу. Солдаты шапками таскали землю. Ну не помню. Дед говорил, но не вспомню.

Запись сделана в с. Н. Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Е.Ф. Минцковой 1928 г.р., уроженки с. Н. Байгора, пенсионерки, студ. 1 к. филфака ВГУ Степановой В., Падалкиной Л., Кухтиной Н. 6 июня 2008 г.

с. Урыв Острогожского р-на

— А само село «Урыв» почему так называется?

— Татары шо не прорвалися, урывалися тута шо ли, зарывалися у землю. Война була.

Записано от Лиходедовой Анны Кузьминичны 1936 г.р. в с. Урыв Острогожского р-на Воронежской обл. 6 июля 2006 года.

  • О Петре Первом

с. Солдатское Острогожского р-на

Село наше называется Солдатское, потому что здесь было поселение солдат, это давно было. А про речку говорят, что бал сам Петр Первый на нашей реке. И как-то он выразился «Потудань» <…> Наше село делится на хутор Сихин (называется так, потому что там было много Сихиных), конец села – Мулы, а почему так – не знаю. Есть еще и Заозерье. Озеро там было, рыбу мы там ловили. <…> В русалок, леших, домовых, святого Спиридона я не верю.

Записано от Золотухина Михаила Николаевича 1944 г.р. в с. Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл.

с. Солдатское Острогожского р-на

Ну война када была ишо, тут много было солдат. И назвали «Солдатское».

Записано от Сухининой Марии Васильевны 1933 г.р. в с. Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл. 3 июля 2006 года.

с. Шишовка Бобровского р-на

Село так называлось из-за Петра I. Как–то он проезжал мимо села, его никто не встретил, потому что люди построились ближе к реке. И он сказал: «У, шиш мне показали! Так вот пусть и будет село выше Шишовкой!».

А вот улицы у нас называются интересно. Например, Япония так называется, потому что её после русско-японской войны заселили японцы. А вот Оршава, это из-за полека, жившего раньше в Варшаве и переехавшего в Шишовку, который построил свой дом на самом высоком месте. Улица Гудовка называется так, потому что раньше на её месте был пруд с лягушкой и они гудели: «Гу-гу». Черный пляж назван из-за того так, что рядом растёт Хреновской бор, тень от которого падает на это место. Кузнецкий пляж – место, рядом с кузнецой, откуда черпали воду местные кузнецы.

Запись сделана с. Шишовка в Бобровского р-на Воронежской обл. от Кормного Ивана Аркадьевича 1927 г.р. студ. филфака ВГУ Тереховой А. и Сионской А. в2007 г.

  • О событиях XX века

с. Байгора Верхнехавского р-на

Когда немцы шли, они шли на Приваловку (на Приваловке они привал делали в лесу). Нас они, это, (они нерусские) не зовут, а «байбоба». А потом на русский перевели – Байгора. Семсовет у нас один был, это нижний кусок, а там верхний. А раньше это колхозы были: «Калина», «50 лет октября». Немцы с Усмани захватили и шли пешками. Они на Круче (Круч Байгора – там бугры, круто). А до Воронежа они не дошли.

Записано от Чулковой А.К., уроженки с. Н. Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. Запись сделана студ. 1 к. филфака ВГУ Ворониной О. и Золотаревой И. 4 июня 2008 г.

#

    Подать заявку на запись