«Вождение танков» на Троицу в селе Бутырки Репьёвского района

Вождение танков

Автор: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.

Село Бутырки Репьевского района было основано в 1681 году служилыми людьми из города-крепости Ольшанска, поставленного на оборонительной линии – Белгородской черте. Традиции села относятся к песенному стилю воронежско-белгородского пограничья, а по некоторым признакам – обособляются вместе с соседними селами в бурыско-горкинский субареал.

В селе в конце ХХ века существовал при клубе местный фольклорный ансамбль, сохраняющий традиционный песенный репертуар: протяжные, свадебные, хороводные и плясовые песни. В настоящее время исполнителей старинных песен в селе не осталось.

Вождение танков на Троицу в селе Бутырки – это неотъемлемая составная часть народного празднования Троицы, характерная в целом для всего южнорусского региона. Однако вождение кривых танков — фиксируется достаточно редко на юге России, хотя и не является уникальным для русской традиции. На момент экспедиционного открытия (1991) вождение танков в с. Бутырки в живом виде уже не было зафиксировано, а о кривых танках старожилы и знатоки народных традиций вспоминали с трудом. Позже информация о вождении тáнков была подтверждена экспедициями Воронежской государственной академии искусств в 1994, 1995, 1997 годах. Информация о вождении танков ( в том числе и «кривых») на Троицу было также зафиксирована и в других селах Репьевского района (Новосолдатка, Россошь, хут. Родники, Красная поляна), в Острогожском районе (Березово, Шубное, Русская Тростянка, Солдатское, Терновое) Воронежской области, а также в селах Красненского района (Горки, Богословка, Сетище, Польниково, Новоуколово, Ураково, Хмелевое, Расховец, Березки) Белгородской области, но самих танков уже записать в живом бытовании не удалось.

Троицкие танки водили все три дня (воскресенье, понедельник и вторник) – обязательно в традиционных костюмах. В селе Бутырки хорошо сохранился традиционный женский костюм: белая рубаха с прямыми поликами (плечевыми вставками) и с вышивкой геометрическими орнаментами черными нитями, завеска (передник) – белый с черной вышивкой, полосатая юбка (самотканная) из плотной шерстяной домотканины, головной убор – сорока (с налобной частью в форме копытца), нагрудное украшение — грибатка. Со второй половины ХХ века в моду вошли рубахи и завески из покупного атласа. В первый день Троицы (воскресенье) надевали рубаху и завеску — белые, второй день (понедельник) – красные, третий (вторник) – любые.

Тáнками в Бутырках называли обрядовое хождение под специальные таночные песни по улицам села.

Слово тáнки в Бутырках и прилегающих селах произносится необычно: в отличие от других регионов ударение ставится на первом слоге, в единственном числе употребляется народное выражение водить тáнку (в отличие от фольклористической терминологии «водить танóк»). Кривым танком называли орнаментальный хоровод-шествие.

В вождении тáнков участвовали только женщины и девушки. На каждой улице собиралась своя группа женщин и девушек. Они шли, взявшись под руки – шеренгой — и стремясь перекрыть всю улицу, к центру села, где было большое пространство для всеобщего народного гуляния, при этом исполняли таночные песни, например, «По улице, по новой». Собравшись со всех улиц в центре села, водили общие круговые хороводы (например, «У бору смородина»), плясали под песни, под гармонь или балалайку, исполняли частушки, песни.

Центральный момент троицкого гуляния – вождение так называемого «кривого танка», который водили под песню «Лень ты моя, лень». По хореографическим признакам он относится к орнаментальным хороводам. В центр условного круга сажали трех девочек, каждую из них ведущая обводила цепью взявшихся за руки девушек и женщин, причем водила таким образом, чтобы в результате сомкнулись начало и конец цепи. «Кривым» танок называли за то, что он получался в виде подковы, а не круга.

О символике «кривого танка» местные жители уже ничего сказать определенного не могли, но она явно имеет земледельческую направленность: девочки в кругу символизируют посаженные и уже проросшие растения, а хоровод вокруг них символизирует уход, полив и цикличность времени.

В селе Бутырки, как и во многих селах песенной традиции воронежско-белгородского пограничья, песни, приуроченные к народному празднованию Троицы, называются весновыми (поскольку могут исполняться весь предшествующий период от Красной горки – до Троицы) и имеют 2 исполнительские формы и соответственно два термина: таночные песни и карагодные песни. В карагодных песнях исполнители показывают свое индивидуальное мастерство в быстрой пляске. Типичные признаки карагодных песен: 1) непрерывная моторика на протяжении всей песни; 2) сольный запев используется только в начале песни и отсутствует во всех последующих строфах; 3) отсутствуют удлинения в конце мелодических фраз; 4) как правило, в каждой строфе есть так называемый алилешный рефрен, в некоторых песнях роль рефрена заменяет повтор предыдущего стиха; 5) мелодия не имеет яркого мелодического рельефа, а в ладовой форме напева ощутимо чередование двух звуковых комплексов в секундовом соотношении. Пример карагодной песни из села Бутырки Репьевского района – « В нас по улице удоль», «В нас по улице по широкой», «У бору смородина». Поскольку эти карагодные песни исполнялись во время народного Троицкого обряда, чередуясь с таночными и то вместе они могли получить и общее название – таночные.

Собственно таночные песни в бутырской традиции – это медленные хороводные песни, используются для шествия по улицам села или для медленных орнаментальных хороводов. Типичные признаки таночных песен: 1) медленный темп в нерегулярном метре, отсутствие непрерывной моторики в ритме песни; 2) сольный запев в каждой строфе; 3) удлинения последних звуков в напеве; 4) нередко – строфа открывается возгласом (начальным рефреном); 5) выразительный рельеф мелодической линии.

Таночные песни в отличие от карагодных имели более высокий статус в песенной системе, поскольку воспринимались как обрядовые: они выполняли функцию сакрализации пространства и времени.

Именно в тексте таночной песни «Лень», под которую водили кривой танок, выявляется языческая сущность обряда. Каждая строфа текста открывается возгласом-рефреном «Лень, ты моя лень». На вопрос собирателя «Лень – это от слова « лениться?» исполнители отвечают: «Нет, конечно». Но что именно означает возглас, затрудняются ответить. Кроме того, при исполнении постоянно слышится не только «Лень», но и «Лель», «Лели». По всей вероятности, рефрен – это рудимент обращения к какому-то языческому божеству, покровительствующему растительности и молодости. Из смыслонесущих строк складывается текст, в котором прославляются молодые девушки, работающие на поле и созревшие для вступления в брак, что типично для любых русских троицких песен.

Поскольку традиция вождения танков связана с земледельческой магией, она сохранялась до 30-х годов ХХ века. Затем в связи с изменением крестьянского общинного быта (появлением колхозов и советской идеологизацией жизни крестьян и их праздничной культуры) традиция была утрачена, сохраняясь лишь в коллективной памяти о прошлом, в песнях.

Главным информантом о «кривых танках» и песнях в экспедициях 1991 и 1997 года была замечательный знаток старины и песенница Измайлова Прасковья Егоровна 1910 г.р. и ее дочь, тоже песенница и руководитель существующего до 1998 года ансамбля Измайлова Татьяна Семеновна. С их слов была составлена схема вождения «кривого» танка.

Представленные аудиозаписи

01 Лень, ты моя лень – «таночная» (хороводная) песня

  1. Экспедиция Сысоевой Г.Я., Галюк В.В.
  2. 1991 – Сысоева Г.Я., Галюк В.В.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Бутырки.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я., фонограмма 30/1.
  5. Измайлова Прасковья Егоровна 1910 г.р. Измайлова Татьяна Семёновна 1930 г.р. Алёхина Прасковья Трофимовна 1909 г.р. Обуховская Мария Лукановна 1922 г.р.

02 По улице да по новой – «таночная» (хороводная) песня

  1. Экспедиция Сысоевой Г.Я., Галюк В.В.
  2. 1991 – Сысоева Г.Я., Галюк В.В.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Бутырки.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я., фонограмма 30/2.
  5. Измайлова Прасковья Егоровна 1910 г.р. Измайлова Татьяна Семёновна 1930 г.р. Алёхина Прасковья Трофимовна 1909 г.р. Обуховская Мария Лукановна 1922 г.р.

Список фотографий

Главное фото – Фольклорный ансамбль села Бутырки. Фото Г.Я. Сысоевой.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1997 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Бутырки.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.

01 Схема вождения «кривого» танка в с. Бутырки. Рисунок Г.Я. Сысоевой.

  1. 1997 г.
  2. Личный архив Сысоевой Г.Я.

02 Традиционный женский головной убор – «сорока».

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1997 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Бутырки.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.

03 Жительницы с. Бутырки в традиционных костюмах. Фото 1933 г. из семейного альбома Измайловых.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1997 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Бутырки.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.
  5. Измайлова Татьяна Семеновна 1930 г.р. (впереди), её мать Измайлова Прасковья Егоровна 1910 г.р. (сзади справа)

04 Измайлова П.Е. – жительница с. Бутырки, знаток старины.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1997 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Бутырки.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.
  5. Измайлова Прасковья Егоровна 1910 г.р.
#

    Подать заявку на запись