Сохраняя культурное наследие Воронежской области

Сохраняя культурное наследие Воронежской области

Воронежским областным центром народного творчества и кино 20 декабря 2019 года проведено очередное заседание экспертного совета по формированию Каталога объектов нематериального культурного наследия Воронежской области.

На заседании совета были представлены три объекта, которые являются результатом многолетней исследовательской работы профессионалов-этнографов. Каждый из объектов уникален и основан на аутентичных материалах.

Экспертным советом для включения в региональный каталог одобрены 3 значимых для Воронежского края объекта:

Технология саманных построек села Верхняя Луговатка Панинского района Воронежской области

Традиция изготовления саманных кирпичей в степной зоне, по мнению этнографов, считается древнейшей. В Верхней Луговатке Панинского района Воронежской области из самана строили и жилище, и все надворные хозяйственные постройки. Саманные кирпичи были самым доступным строительным материалом, поэтому иногда сам факт наличия строений из них мог характеризовать уровень жизни местного населения.

Технология постройки домов из саманного кирпича применялась в селе Верхняя Луговатка примерно до 1950-60х годов.

Технология изготовления свадебных «шишек» в селе Сергеевка Подгоренского района Воронежской области

Традиционная свадебная выпечка «шишки» используется в селе Сергеевка Подгоренского района Воронежской области в качестве обязательного свадебного атрибута и раздается всем присутствующим гостям на свадебном пиру. Традиции обрядовой выпечки и ритуального использования пришли в это село вместе с украинскими переселенцами во второй половине XVIII века, однако, разумеется, претерпели некоторые изменения, если сравнивать их со свадебными традициями метрополии (то есть на территории современной Украины).

Сдобные булочки с шишкообразным верхом — шишки — в Сергеевке (как и в других селах, основанных украинцами на Юге Воронежской области) здесь раздают во время свадебного застолья в доме жениха, а не во время приглашения гостей на свадьбу (как принято практически на всей территории Украины). Со временем несколько упростилась и технология приготовления.

Сам факт раздачи шишек и особые строгие условия их приготовления свидетельствуют о важности этих действий, которые можно расценить, как факт общинной санкции брака, и как наделение всех участников свадьбы общей долей, и как своеобразное поминание девичьей воли, с которое расстаётся невеста. Такие заключения вытекают из контекста свадебного обряда, потому что сейчас уже невозможно записать репортажи от носителей традиции о символике шишек на свадьбе.

Традиция игры на рояльной гармошке в Новоусманском районе Воронежской области

Возникшее в конце XIX века в городе Ельце производство рояльной гармоники и ее локальное распространение по соседним территориям делали ее очень привлекательной для местных музыкантов — инструменталистов. Особо ценились в этом уникальном инструменте ее неповторимые конструктивные и тембровые особенности. К конструктивным особенностям елецкой рояльной гармони относится клавишное устройство клавиатуры (в отличие от кнопочного) на правой и левой стороне. На левом грифе гармони клавиши располагались с обеих сторон: спереди – клавиши басов, с тыльной стороны – клавиши аккордов.

Особое внимание при изготовлении гармони уделялось качеству звука. Большое значение имел подбор материала для изготовления, в рояльных гармониках использовалось сочетание «латунные голоса – медные планки».

В корпусе гармони помещалось 10 голосовых планок: три для звуков правой клавиатуры, три – для аккордов и четыре планки для басов левой клавиатуры. Настраиваются они, как правило, в трех разных октавах. Такая конструкция и способ настройки придают звучанию неповторимую окраску звука и насыщенность – за счет трехголосного, а иногда и четырехголосного октавного звучания.

При яркости тембра и силе звука рояльная гармонь отличалась легкостью движения меха, что являлось безусловным достоинством ее конструкции и преимуществом при уличной игре.

Расцвет исполнительства на рояльной гармони в воронежских селах достигается к середине ХХ века. По сведениям, записанным в экспедициях, в то время в каждом селе было по несколько «рояльщиков», ситуация, когда в селе был один гармонист, встречалась реже. Не только потребность в творческом выражении, но и востребованность гармониста в сельском обществе, его высокий статус служили мотивацией для овладения игрой на рояльной гармони.

#
Подать заявку на запись