Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

Название объекта: Технология изготовления женского головного убора «сорока» села Краснолипье Репьёвского района Воронежской области

 

Автор: Никитина Ольга Игоревна, ведущий методист отдела традиционной народной культуры ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества и кино».

 «Сорока» - главное своеобразие женского праздничного костюма с. Краснолипье Репьёвского района. Уникальность технологии изготовления головного убора «сорока» заключается в самобытности его многосоставной формы, не имеющей аналогов в других районах Воронежской области; в своеобразных способах декорирования убора (специфической особенностью всех головных уборов села Краснолипье, в том числе и «сороки», является наличие так называемой бахмары – бахромы в несколько рядов, изготовленной из шлёнки оранжевого цвета специальным образом); в использовании старинных приёмов вышивки гладью, бисеронизания, декоративных элементов, встречающихся только в костюме села Краснолипье Репьёвского района.

Предназначалась «сорока» молодой женщине, надевалась на второй день свадьбы и носилась ею в течение трёх лет. Сегодня «сорока» используется только как элемент сценического костюма, в быту не встречается. Прежде являясь предметом, символизирующим становление женщины и использующимся в качестве праздничной одежды.

Головной убор «сорока» состоит из 4 основных частей: коробочки с донышком, крылышков, хвоста и оранжевой  шлёнчатой бахмары в несколько рядов, набитой кругом головы. Украшалась «сорока» богато: празументом, парчёй, снизками с белым бисером, колокольчиками из шлёнки, гарусом и зубрядкой (волнистой лентой), празументом. В лобную часть «сороки» под бахмару подкладывали ленту золотного шитья, из которой изготавливали девичий головной убор – «венец», поверх неё крепили заранее изготовленное звездо или звездень.

Информанты отмечают, что раньше все четыре части «сороки»: коробочка с донышком, крылышки, хвост и круг бахмары, - при изготовлении не скреплялись между собой, а соединялись вместе непосредственно во время надевания, что представляло собой долгий и трудоёмкий процесс и причиняло дискомфорт во время ношения обладательнице. Позднее для удобства и экономии времени части начали сшивать.

В середине XIX века художником С.П. Павловым были зарисованы портреты крестьянок в головных уборах Коротоякского и Землянского уездов. Их них понятно, что «сорока» с. Краснолипье является соединением головных уборов этих уездов.

Основная часть «сороки» - коробочка изготавливалась для твёрдости из древесного материала, впоследствии из плотного картона, обшивалась снаружи и внутри тканью и украшалась на донышке нашивкой из празумента и зубрядок (волнистой тесьмы). Рисунок нашивки был постоянным - в форме гребня. Височные части коробочки обшивали блёстками. В её очелье закрепляли ленту золотного шитья.

Затем по периметру коробочки прикреплялся круг бахмары из оранжевой шлёнки. К лобной части бахмары крепилось звездо (или звездень), которое представляло собой круг из плотного материала, расшитый бисером разного диаметра и блёстками.

Поверх бахмары к височным частям коробочки крепились крылышки, изготовленные из дощечек, обтянутых тканью, и украшенные вставкой из парчи, вышивкой гладью, снизками и колокольчиками из шлёнки и бисера белого цвета, линиями зубрядки.

К задней части коробочки прикреплялся хвост, оформленный в два слоя. Первый слой - ткань треугольной формы, пришивался к затылочному краю коробочки и по периметру оформлялся махориками, верхний слой - два ряда снизок с бисером, сшитых тесьмой - ложился поверх первого. На хвост с теменного края коробочки спадали каскадом несколько рядов снизок. По хвосту нашивались тремя рядами блёстки, на самый его кончик пришивались несколько колокольчиков из шлёнки, держащихся на ниточках бисера. Бахмара изготавливалась из шлёнки (шерстяной нити), окрашенной строго в оранжевый цвет.

Вдоль деревянной дощечки толщиной не более, чем в два пальца, протягивалась нить цвета, контрастного оранжевому. Шлёнку обматывали вокруг дощечки, перекручивая с контрастной нитью, укладывая виток к витку. После витки снимали, приглаживали их рукой, и с края, где располагалась контрастная нить, при необходимости фиксировали ещё раз. Таким образом мастерице необходимо было сделать несколько метров. Отрезки такой ленты сшивались между собой. Чем больше отрезков было сшито, тем бахмара получалась объёмней и богаче. Ею декорировали головные уборы села Краснолипье.

 

Обратная связь