Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

Автор: Сысоева Галина Яковлевна, профессор, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств.

Традиция игры на цимбалах в украинском селе Журавка Богучарского района Воронежской области складывалась с момента образования села в начале XVIII века  и сохранялась в живом бытовании практически до конца ХХ века. Цимбалы вместе с гармонью составляли музыку – ансамбль, который исполнял традиционные украинские плясовые наигрыши – «Краковяк», «Польку», «Гопак», а также русские наигрыши – «Барыню», «Яблочко», «Цыганочку», «Светит месяц», «Коробейники» и даже «Матаню». Популярность и значимость цимбалистов на свадьбе была столь велика, что без цимбалиста свадьба считалась бедной и ущербной. Цимбалистов, которых становилось все меньше, знали наперечёт, приглашали из дальних сел как на украинские, так и на русские свадьбы. Один из самых известных исполнителей – потомственный цимбалист Богодухов Михаил Иванович из села Журавка.

В традиционной культуре украинского села Журавка Богучарского района  на юге Воронежской области была распространена игра на цимбалах, которые вместе с гармонью (а иногда и с мандолиной, и с бубном) составляли музыку и сопровождали все сельские народные праздники, свадьбы, уличные гуляния. Исполнялись как украинские танцевальные наигрыши – «Краковяк», «Полька», «Гопак», так и русские наигрыши – «Барыня», «Яблочко», «Цыганочка», «Светит месяц», «Коробейники» и даже «Матаня», а также мелодии любых популярных народных песен, под которые можно было танцевать. В настоящее время эта традиция практически угасла, хотя еще в 80-е годы XX  века даже в районном центре – Богучаре – на свадьбы обязательно приглашали цимбалиста.

Цимба́лы  – украинский народный струнный инструмент, который представляет собой плоскую трапециевидную деку с колками, на которые натягиваются струны.  Звук извлекается ударами двух деревянных палочек- молоточков с завитками, которые музыканты держат между средним и указательным пальцами, собирая остальные пальцы в кулак.  Инструмент распространен также и у других народов – белорусов, венгров, румын. 

В настоящее время в Журавке есть только один цимбалист – потомственный музыкант Богодухов Михаил Иванович, 1934 года рождения. Его цимбалы - довольно крупные, имеют 16 рядов струн, 2 подставки, справа – басовая; слева – голосовая, которые делят струны на кварты и квинты. В результате на голосовой подставке справа располагаются «голоса средние», слева – «голоса высокие». Верхний ряд струн имеет дополнительную маленькую подставку. Благодаря этому возникает звукоряд, состоящий из трех регистров диапазоном в 2,5 октавы. Перед игрой в ансамбле цимбалист специальным ключом подстраивает инструмент под строй гармони.

Местная терминология, связанная с названием отдельных деталей инструментов,  в целом соответствуют принятым на Украине народным названиям: колышки (колки), кобылки (подпорки), чобиток (сапожок, маленькая подставка), палочки – специальные приспособления для удара по струнам.

При игре цимбалы устанавливаются на невысокий столик или кладутся на колени. Открытые струны не гасятся.

Богодухов М.И. играет на цимбалах, доставшихся ему от отца – Богодухова Ивана Тихоновича 1885 года рождения, от него же он учился и мастерству игры, хотя в селе были и другие исполнители. Михаил Иванович считает, что инструмент был привезен предками с родины (Сумской области) во время переселения в XVIII веке, переходил от одного владельца к другому, был переделан в первой половине ХХ века (изменения коснулись, в основном самого корпуса цимбал: он был уменьшен) и уже в таком виде попал к отцу. Богодухов М.И., как и его отец, учился по слуху, настраивал инструмент также по слуху (по интервальным соотношениям открытых и прижатых струн).  Наигрыши, усвоенные от отца – краковяк, гопак, «Коробейники», «Светит месяц» «Йихав козак за Дунай». Специфическом местным наигрышем можно считать польку, которую М. И. Богодухов называет «Донской полькой». А также  Михаил Иванович может исполнять на слух практически любые мелодии. Фактуру, создающую ощущение гармонического сопровождения мелодии, исполнитель подбирает сам на основе переборов по звукам  аккордов, поскольку все наигрыши опираются на тональное мышление. Михаил Иванович играл на свадьбах и праздниках в качестве приглашенного музыканта с разными партнерами (с гармонистами, баянистами, с исполнителями на мандолине). Он  выступал  в Москве в Российской академии музыки имени Гнесиных, в Воронежской областной филармонии, принимал участие в областных фольклорных фестивалях, концертах  местного и районного Домов культуры. 

Традиция игры на цимбалах, несмотря на популярность, никем практически не записывалась. Лишь в 2009 году записи цимбалиста Богодухова М.И были сделаны собирателем Сысоевой Г.Я., в том же году была сделана запись в стационарных условиях вместе с баянистом Нередько А.И. из соседнего, тоже украинского села Подколодновка Богучарского района.

Исключительность исполнительской традиции игры на цимбалах заключается в  том, что эта традиция передавалась  в семьях от отца к сыну (иногда – к дочери). Традиция практически утрачена, поскольку прошла мода на музыку, кроме того, не осталось ни инструментов, ни мастеров-исполнителей, которые могли бы обучать желающих. Цимбалы, которые хранились в качестве семейной реликвии и на которых уже никто не мог играть, были выявлены в экспедиции Воронежской государственной академии искусств по Богучарскому району  в 2013 году в селах Расковка и городе Богучар.

Обратная связь