Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

Технология изготовления зольной куклы Острогожского района Воронежской области

Автор: Цветкова Елизавета Викторовна, заведующая отделом традиционной народной культуры Воронежского областного центра народного творчества и кино, кандидат искусствоведения.

Основным наполняющим компонентом зольной куклы является древесная зола. Зольная кукла была изучена сотрудниками Воронежского областного центра народного творчества и кино во время фольклорной экспедиции в Острогожский район в марте 2012 г. мастерицы из сёл Шубное и Русская Тростянка - Ксения Кирилловна Лахина и Анна Корнеевна Малыхина научили сотрудниц  ВОЦНТиК забытым приёмам изготовления самобытной куклы. «Тады ж голые, босые и голодные были. Это типерича дети балованные, а в те времена кукол берягли чуть не унукам. Раньше кукол шили из старых тряпок. Кто ж тебе новые дасть, дадуть что негожа - рубаха порвется, юбка - так собирали».

По мнению современных исследователей, во время игры с куклами ребенок постигал мир, примеряя на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых. В детских забавах проигрывались различные жизненные ситуации, многообразные праздничные обрядовые действия. Через кукольный мир ребенок входил в жизнь полноправным членом общества. Ксения Кирилловна делилась своими воспоминаниями: «Маленьких куклят в лапоть посодють и катают по избе. А если поболее кукла, так снопы из травы нарвём, подвяжем - куклы везут  молотить. Что старые делали, то и сабе».

Зольная кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину в селе Шубное во время свадебного обеда, невесте вручали подарок. Она должна его «принародно» посмотреть. Подарок был закутан, завернут, а в нем – зольная кукла, как символ домашнего очага и хорошего здорового потомства.

Для изготовления головы зольной куклы необходимо подготовить древесную золу, насыпать ее на ткань, смочить теплой водой и сформировать голову. Голова должна получиться в виде плотного однородного шара. Влажную голову необходимо просушить.

В то время, пока сушится голова, выбираем ткань и выкраиваем детали одежды: юбку, кофту, завеску. Выкраиваем рубашку по типу «распашонки».
Вырезаем горловину. Сшиваем боковые швы, пришиваем «брыжжи» из красной ленты.

Из прямоугольного куска материи шьем прямую юбку. Юбку у пояса присбориваем. Выкраиваем фартук (завеску) прямоугольной формы. Верх фартука присбориваем и пришиваем завязки. Украшаем лентами и кружевом.

Делаем туловище. По типу пеленания, оборачиваем материю вокруг  шеи куклы. Голову оборачиваем чистой тканью. Изготавливаем грудь.  Заворачиваем в ткань вату, так чтобы грудь была упругая. Грудь укладываем под ткань, которой обтягивали голову. Грудь туго фиксируем крест-накрест полоской ткани.

Нижнюю часть корпуса прячем в сшитый мешочек прямоугольной формы, который для более сильной фиксации пришиваем к туловищу. Часто вместо мешка на нижнюю часть корпуса одевают носок.

Изготавливаем руки. Для этого вырезаем две прямоугольные детали.
Ткань скручиваем и для фиксации формы прошиваем. Готовые руки фиксируем в верхней части корпуса. Куклу одеваем в ранее сшитую одежду.
Ворот рубахи присбориваем и закрываем лентой или бусами. Брыжжи на рукавах стягиваем.

Скручиваем прямоугольный кусочек ткани. Это имитация косы. Накладываем его на голову куклы и закрываем платком. Повязываем платок.

25 Mar 2017

Обратная связь