Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

Автор: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.

В южнорусском регионе в комплекс традиционной одежды замужних женщин входят рубаха, понева, завеска (фартук от талии), подпояска, головной убор (сорока или шлычка). Главный отличительный признак южнорусского комплекса – понева.

Понева – род домотканой шерстяной юбки из нескольких полотнищ в клетку или полоску, распашной (то есть незашитой) или глухой. Понева – очень древний вид поясной одежды. Археологические раскопки в славянских курганах Х – ХIII веков в Московской, Калужской, Смоленской областях обнаружили фрагменты древних поневных тканей. По декоративно-художественному оформлению поневы разных местностей различаются между собой, но есть и общие черты: поневу состоит из нескольких прямоугольных кусков черной ткани в клетку, составленную цветными нитями. 

В каждой локальной традиции складывались свои традиции декорирования понев.  Особенно ярким узнаваемым декором отличаются поневы в воронежско-белгородском пограничье. Они распространены в русских селах Белгородской области (Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов и прилегающих селах Новоосколького района) и Воронежской области (Острогожского, частично – Репьевского, Каменского районов). Следует отметить, что внутри этой достаточно большой территории в некоторых селах в качестве основной женской поясной одежды бытует полосатая юбка.

Поневы воронежско-белгородского пограничья относятся к типу глухой поневы (сшитой в виде юбки). 

Для изготовления поневы использовали домотканое полотно из овечьей шерсти – волосени (так называли чёсаную, а не стриженую шерсть), ткали способом  полотняного переплетения. Как правило, на поневу уходило три полотнища шириной 44-49 см (очень редко – 4 полотнища), вытканные в клетку размером 4,5 – 5,5 см и с цветными полосами для последующего ручного вышивания. Места соединения полотнищ декорировались вышивкой ковровым настилом снизу доверху и назывались свозкой, самая богатая вышивка – сзади. Спереди (слева) полотнища соединялись прошвой - более мягким полотном без клетки такой же ширины, как и основные полотнища. На талии понева собиралась в сборку и завязывалась  крученым или плетеным шнурком, который называли гáшником.

Для вышивки закупали шерстяные цветные нити фабричного производства шленку – мягкую шерсть из овцы особой шленской породы, завезенной еще Петром 1. Для декорирования будничных понев использовали жичку – отбеленную шерсть домашнего крашения.

По размеру клетки, по цвету полос и полотнищ, можно определить: из какого села эта понева, к какому семейному роду она относится. Праздничный статус поневы определяется вышивкой: имеет значение орнамент, способ наложения нитей, цветовая гамма. По характеру декорирования выделяются следующие местные разновидности понев:

  • бирюченская, распространенная на территории Алексеевского района Белгородской области – бывшего Бирюченского уезда Воронежской области;
  • верхососенская, распространенная в селах западной части Красногвардейского района Белгородской области вокруг села Верхососна;
  • коротоякская, распространенная в селах вокруг села Коротояк Острогожского района Воронежской области в пределах бывшего Коротоякского уезда. 

Бирюченская понева. Главный признак – наборная вышивка ковровым настилом по подолу и полотнищам яркими, преимущественно красными нитями. Техника вышивания – набор, поэтому вышитые поневы называют в народе наборными.

По технике наложения нитей существуют народные названия понев:

  • колодовая – в ней нити вышивки накладываются плотно с длиной стежка примерно в 1 см, с наклоном под углом в 45 градусов то вправо, то влево (образуются чередующиеся ряды);  такая понева  считается наиболее богатой, праздничной;
  • сосною – представляет собой как бы укрупненный колодовый рисунок; ширина полосы с одним наклоном – до 5 см;
  • косина – нити на широких полосах вышивки всегда наклонены только в одну сторону;
  • рябка – с неплотными рядами вышивки, сквозь которые видны просветы черной основы поневной ткани; использовалась для повседневных понев.

По композиции коврового настила на полотнища поневы сверху донизу вышивка в разных селах различается по так называемым пальчикам – поперечным вставкам темно-синего, зеленого, желтого цветов:

  • в один пальчик – чаще всего в селах: Афанасьевка, Камызино, Веретенниково, Ураково, Новоуколово, Камызино;
  • в три пальчика – в селах Иловка, Подсереднее, редко в селах Глуховка, Нижняя Покровка;
  • вся на бел (пальчиками только из белых нитей) – чаще всего в селах Большебыково, Большое, Боровое, Хмелевое, Верхняя Покровка.

Место соединения двух полотнищ сзади называется свозкой, при декорировании здесь образуются цветные вертикальные полосы, которые в народе тоже получили название пальчики, по их числу определяется степень праздничность поневы: свозка в один пальчик или в два пальчика указывает на повседневную или расхожую поневу, в 3-5 пальчиков – на различную степень праздничности. Между пальчиками нередко вышивалась зигзагообразная линия – зубчики, поэтому иногда свозку называли не по количеству пальчиков, а по числу зубчиков.

Главным признаком обрядовой функции  поневы является вышивка  по подолу, её народное название – подшивка, а у специалистов по традиционной одежде она нередко называется окладом. Народные названия наиболее распространенных орнаментов оклада – подшивки

  • подшивка в два круга - для годовых праздников и свадьбы;
  • подшивка в один круг  - для праздничных и воскресных понев;
  • в четыре глаза – для праздничных понев;
  • в глазок – для будничных понев;
  • в столбик – для воскресных и будничных понев;
  • половина столбика – для воскресных и будничных понев, 
  • без подшивки или с очень узкой вышивкой (в в 5 ниток, в 10 ниток, в 15 ниток) – для повседневных понев.

Орнаменты подшивки символизируют магическое заклинание, обращенное к земле, поскольку используют наиболее древние орнаменты, имеющие индоевропейское происхождение. Это – меандр, ромб – для этих фигур существует одно общее название: глазок.

Самые праздничные поневы декорировались древнейшим индоевропейским орнаментом – меандром. Многие ученые утверждают, в частности, археолог и историк академик Б. Рыбаков, что этот знак появился в 5-4 тысячелетии до нашей эры и перешел к земледельческим народам от их предшественников скотоводов и охотников со значением блага, изобилия, плодовитости. Орнамент в виде поставленного на угол квадрата, рассеченного на 4 части – это идеограмма вспаханного или засеянного поля, местное название – в четыре глаза. Очевидно, эти знаки, являются символами плодородия. Не случайно местные жители говорят, что поневы с глазками должна надевать на себя новобрачная на свадьбе.

Довольно часто на поневах встречается другой символ плодородия – вертикальный зигзаг, имитирующий движение дождевой воды. Такие орнаменты называются столбик (для монохромной вышивки) или цветной столбик (если вышивка полихромная). 

Верхососенская понева – отличалась техникой наложения нитей: в  ковровом настиле по полотнищам образовывались петельки. Бытует как основной тип (но не единственный) в селах Верхососна, Гредякино, Раздорное, Завальское, Остроухово, Подгорское Красногвардейского района Белгородской области.

Коротоякская понева отличается тем, что она имеет крупные складки, а вертикальные полосы вышивки ковровым настилом значительно более узкие и располагаются по складкам. Этот тип декорирования поневы распространен на территории восточной периферии воронежско-белгородского пограничья в селах Острогожского района.

С ранних лет девочки  готовили себе в качестве приданного рубахи и поневы, которых у нее должно было быть к свадьбе не менее 12. Как правило, праздничные поневы берегли и не успевали износить за жизнь, поэтому они передавались по наследству. К сожалению, в ХХ веке в некоторых семьях  поневы распарывали, убирали прошву и использовали в качестве покрывала, подстилки, коврика на стену.

Воспроизводство костюмов, в том числе и понев с середины XX века полностью прекратилось – изменился уклад жизни, но во многих селах традиционную одежду сохраняют  как реликвию и надевают в дни некоторых календарных праздников, на второй день свадьбы, для выступления в клубе.

Обратная связь