Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

Автор: Цветкова Елизавета Викторовна – заведующая отделом традиционной народной культуры Воронежского областного центра народного творчества и кино, кандидат искусствоведения.

Борисоглебская домовая резьба – уникальное явление градостроительства на стыке трех областей: Воронежской, Саратовской, Тамбовской.

Деревянная архитектура провинциального города конца XIX – начала XX века развивалась самостоятельно. Теперь трудно сказать, откуда пришло это целостное понимание фасада дома, эта стройность и ажурность образа. Бытует мнение, что это отголоски творчества строителей речных судов, пришедших с Волги. Мастера-резчики по дереву, вышедшие из народа, крепко опирались на традиции и обладали глубочайшим чувством меры. Основными характерными чертами домовой резьбы Борисоглебска являются: многослойные ажурные  пропильные карнизы с редко повторяющимся узором, массивные объемные наличники глухой резьбы, кронштейны замысловатой формы, четверики и восьмерики углов зданий.

В некоторых селах Борисоглебского городского округа также наблюдается пропильная и глухая домовая резьба. Это Богана, Воскресеновка, Горелка, Губари, Макашевка, Махровка, Петровское, Танцыреи, Третьяки, Чигорак.

В Борисоглебской домовой резьбе используются три основных вида: глухая или долблёная, объемная и пропильная.

Глухая резьба выполняется на толстой доске путем выдалбливания и опускания фона. Эта резьба является самым старым видом, ею издавна покрывали бытовые предметы обихода, и она прочно заняла свое место в украшении карнизов, дверей и наличников. В настоящее время выполняется с помощью современных электрических установок, среди которых: ручные фрезерные станки различной мощности, снаряжённые пальчиковыми фрезами различного диаметра; ручной долбёжный инструмент, снаряженный различными короткими стамесками с поступательно проникающим движением. Доработка и деталировка производится вручную стамесками и долотами.

Объемная резьба встречается довольно редко. Используется, в основном, в изображении  крупных животных, украшающих двери и верхние части наличников.

В начале работы объемная резьба выполняется более грубыми инструментами. Топором снимаются большие объемы, отсекается все лишнее.

Самым распространенным видом резьбы является пропильная, так как она наиболее простая и технологичная. Высокие, далеко выступающие от стены карнизы с многослойной пропильной резьбой задают тон всему зданию. Ажурность и богатство вертикальных дощечек, объединенных в продолжительные ряды декоративных лент карниза, скрепленных горизонтальными рейками, создают впечатление тончайших кружев.

Для пропильной резьбы используются доски определенного размера и толщины, допускающие использование шаблонов из различных материалов. По шаблонам на доску наносится рисунок, рассверливаются отверстия по внутренней части, и от них лобзиком выпиливается рисунок внутреннего и внешнего узора. После выпиловки торцы обрабатываются напильником, шкуркой различной зернистости.

Центральной фигурой домовой резьбы всё же остаются наличники. Верхние, как бы нависающие части, объемные, массивные, многослойные, переходящие в боковые четверики, выполняемые также в разных уровнях. Боковые четверики иногда встречаются выполненными в технике «косички», которая очень трудоёмка в исполнении, но в наличниках дают разнообразие и лёгкость.

 

Ценность и уникальность Борисоглебской домовой резьбы заключается в том, что весь город рассматривается как единое целое и неповторимое. Неизвестно, сколько мастеров-резчиков было в округе, но выдержан четкий стиль в оформлении зданий. Разработаны определенные законы и принципы построения орнаментальной композиции всего строения и отдельных частей. Здания, находящиеся на одной улице в непосредственной близости друг от друга и выполненные в одном стиле, все равно смотрятся по-разному и неповторимы. Трудно найти карнизы, выполняемые по одному шаблону и повторяющие друг друга.

Изначально цвет не присутствовал в оформлении домов. Все зависело от игры света и тени, от движения солнца, и этому способствовало многоярусное строение карнизов,  объемность оконных наличников, глубина построения дверей и кронштейны парадных крылец.

Материал, используемый в изготовлении декора домов, – это сосна северных пород и лиственница. Древесину заготавливали в определенное время, проводили естественную сушку без доступа прямых солнечных лучей. После сушки проводили отбор древесины, исключались сучковатые доски и доски с перевитой  текстурой, с гнилью от сердцевины.

Инструменты использовались самые разнообразные, начиная от топора и пилы, и заканчивая самыми разнообразными стамесками и набором резцов. Для розеток, косичек, балясин применялся также токарный станок с ножным приводом.

Измерительный инструмент также отличался разнообразием. Это линейки, циркули, угольники, отвесы, рейсмусы. Широко применялись шаблоны из дерева, картона, металла. Пропиловочные работы выполнялись ручным или ножным лобзиком, с набором самых разнообразных пилок для тонких и толстых досок.

По окончании работы изделия пропитывали самыми разнообразными составами, предохраняющими древесину от жучков-вредителей и атмосферного воздействия. Это природные составы на основе воска,  продуктов нефтепереработки (бензин, керосин), скипидара с добавлением природных смол. В настоящее время все чаще используются современные средства, такие как пинотекс, начиная от прозрачного до темного тонов.

Обратная связь