Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

Автор: Толкачева Светлана Павловна, главный хранитель Воронежского областного краеведческого музея.

Технология изготовления мужского костюма села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области является уникальной по набору технологических приемов в ткачестве и полихромной вышивке «ковровым» орнаментом, разнообразию декоративной отделки и самобытному цветовому решению всего ансамбля одежды. Наряду с общими для южнорусской культуры элементами в покрое, здесь прослеживаются местные своеобразные приемы в декорировании.

В настоящее время технология изготовления костюма села Клеповка используется участниками фольклорных коллективов города Воронежа и области для изготовления сценических костюмов-реконструкций.

Технология изготовления мужского костюма с. Клеповка является уникальной, так как вплоть до середины ХХ в. сохранила в себе самобытные черты в пошиве и локальные этнографические реалии в декоративно-художественных приемах отделки.

Для изготовления рубахи используют ткань полотняного переплетения шириной 37-40 см. Крой рубахи - туникообразный со скошенными боками. К подолу пришивают тканую кайму, украшенную односторонней счетной гладью и «росписью». Под рукава вшивают ромбовидные вставки-ластовицы. Детали рубахи сшивают вручную швом «назад иголкой» или машинным швом. Ворот рубахи и разрез украшают плетеной каймой и блестками.

Для раскроя берут два прямоугольных полотнища («калоши») шириной около 46 см и два клина вставки в форме прямоугольного треугольника. К полотнищам «калош» пришивают клинья длинными сторонами треугольника, причем если на одной «калоше»- к правой стороне, то и на другой к - правой. Затем короткие стороны вставки одной половины портов пришивают к «калоше» другой. Каждую «калошу» перегибают по основе, прошивают шаговый шов, соединяя «калоши» и вставки.

Пояс для костюма изготавливали из шерсти различных цветов, используя такой способ плетения как дерганье. Концы пояса украшали кистями из шерсти и бисера, подвесками из ткани с нашивками из блесток, пуговиц, шерстяных кистей. Для этого из нитей готовили пять петель одинаковой длины. С одной стороны петли крепко связывали вместе и прикрепляли к какому-нибудь неподвижному предмету. Свободные концы петель надевали на пальцы: три петли на указательный, средний и безымянный одной руки, а две петли – на указательный и средний пальцы другой руки. Продевают свободный безымянный палец в петли, надетые на пальцы другой руки, подцепив дальнюю петлю снизу вверх, протаскивают ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется надетой на безымянный палец уже другой руки. Безымянный палец этой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец продевают сквозь петли, надетые на пальцы другой руки, подцепив дальнюю петлю, протаскивают ее на себя – петля окажется на безымянном пальце снова этой руки. Далее цикл повторяется сначала. Протащив очередную петлю, разводят обе руки в стороны и тянут за все петли, чтобы затянуть работу.

Обратная связь