Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

Автор: Цветкова Елизавета Викторовна, заведующая отделом традиционной народной культуры Воронежского областного центра народного творчества и кино, кандидат искусствоведения.

Сухая Березовка (первоначальное название - Берёзовка, Сухая Берёза), село Бобровского района. Расположено в 12 километрах к северу от города Бобров. Основано дворовыми людьми в 1780 году на землях графа Алексей Григорьевич Орлова для обеспечения кормами Хреновского конезавода. Входило в состав Бобровского уезда. Соответственно первые поселенцы здесь были из села Хренового.

Сценарий свадьбы в селе Сухая Березовка Бобровского района Воронежской области типичен для южнорусской территории в целом, однако присутствуют и некоторые индивидуальные черты.

Свадебный ритуал включает в себя: подготовительный этап: (сватовство, обмерка дома, подготовка приданного и перевоз его в дом жениха, убирание постели в доме жениха, выпрашивание денег в доме жениха на мыльце для невесты, выкуп узла с одеждой жениха, одаривание родственников жениха невестой, девичник); обряды свадебного дня (благословение, выкуп невесты, встреча молодых в доме жениха, дары); обряды второго дня (позывание жениховой родни в дом невесты, выпрашивание цыганами для молодых, застолье в доме невесты), обряды третьего дня (позывание невестиной родни в дом жениха, застолье в доме родственников жениха).

Особенностью свадьбы является продуцирующие обряды, способствующие появлению детей у молодой семьи: обнимание молодежи на соломе ночью перед свадьбой, сжигание ее в печи и выпекание на этом огне свадебного каравая, выкуп кровати жениха у молодой пары. Также характерной чертой является одаривание родственников жениха на подготовительном этапе свадьбы, перед девичником.

Сватовство. Чаще всего сватовство проходило в несколько этапов. Первый раз приходят родственники жениха поглядеть на невесту, оценить трудолюбие и рукодельность, второй раз - окончательно принять решение о проведении свадьбы. Сваты приходили вечером, около 16 часов. В дом заходили со словами: «У вас ярачкя, у нас баранчик. Вот баранчик и ярачкя будет векавая парачка». Родственники жениха обязательно должны зайти за матку. Прежде всего, с двух сторон обговаривали, сколькя зярна, на пракорм невесте надо на зиму. Обычно давали 2, 3 центнера. Далее обсуждали сроки свадьбы.

Приданное. Как говорят информаторы в селе Сухая Березовка, невеста все дырки затыкала. Приданое готовилось заранее вместе с матерью. В него входили: шторки, ковры, полотенца, подушки, полог над койкой, но самое главное – это соломенный матрас.  Раньше, когда женились, женихи давали кладку: шубу, валенки новые, а невеста ничего не дарила.

Обмерять дом жениха ходили за месяц до свадьбы. Чаще всего это были  подружки, родные или двоюродные сестры невесты. Как правило, это было зимой. Тогда не работали и могли ходить в любой день. Девушек в доме жениха кормили: квас капустный, оладья, кисель из муки, вина наливали.

Перевоз приданного. Приданное не продавали, просто приносили с утра в день пред свадьбой. Его называли Пасад.  Чем больше народу несут пасад по селу – тем богаче невеста. Каждый брал, кто платочек, кто полотенце, кто пододеяльник, все в разноброд.

Постель. Как привезли в дом жениха пасад, подруги или родственники невесты убирали постель для молодых, украшали дом рушниками. Постель сначала не дают застелить, требуют выкуп. На нее ложится пара – родственники жениха и говорят: «Давайте нам, а мы освободим». Им наливали, чтобы они позволили застелить постель. Женихову кровать отделяют пологом. На застеленной кровати уже никто не мог посторонний ложиться, на ней спал ночью перед свадьбой жених.

После этого подружки невесты просили на мыльце, на что женихова родня одаривала деньгами: Здравствуйте свашенькя, мы пришли до вас, попросить у вас, попросить намылица, што б умыть нявесте рылицо.

Далее с присказками несут узел - это приготовленная невестой одежда для жениха (трусы, майки, рубашки, кальсоны и пояс под брюки, платочки, кисет). Всю одежду жениха складывают и связывают поясом, чтобы было видно, что в узле.

Девичник проходил вечером после свадьбы в доме невесты. День перед этим или с утра невеста с подругой шли позывать. Шаль, повешенная на руке подзывающих, являлась своеобразным маркером, по которому можно было узнать, что собирают на девичник.

На девичнике невесту сажали в центре комнаты, расчесывали волосы и заплетали две косы. Невеста в это время причитала: Далеко ль ты меня, желанный батюшка, ведешь? Зачем к чужому дядюшке отдаешь?...

Позже приходили парни. Все играли, плясали, под гармошку частушки пели. Как девичник заканчивался, в хате на пол настилали солому. «Все ребята и девки, кто кого захватил, все лежат на полу. Кто цалуется, а кто просто лежат. Пока стряпухи не встанут и  не прогонят.  Полежали, полежали, 2 часа – надо стряпухам готовить на свадьбу». Собирали солому и топили ею печь. На этом огне готовили свадебный хлеб и калабышки (оладья). 

Утро свадебного дня. Перед приездом жениха родители благословляли невесту. Когда жених подъезжал, его не пускали в калитку, просили выкуп, также должны выкупить невесту из-за стола. Затем невесту берёт отец за руку, обводит вокруг стола, невеста тянет скатерть, чтобы подружки вышли быстрее замуж. Невесту забирают, отвозят в дом жениха. Там молодых встречают родители перед калиткой с рушниками, хлебом и солью и благословляют их. Перед молодыми стелют цветную дорожку и разметают. Сажают молодых за стол, поют им величальные песни.

Дары. Невеста одаривала родственников жениха за день до свадьбы, перед девичником. Вечером в дом невесты приходили тетушки и дядюшки. Садились в рядок в красный угол, обычно перед маткой сажали родственников жениха. И невеста начинала одаривать. Маме на платье дарила, отцу - какой подороже подарок – рубашку. На свадебном обеде одаривали молодых. Жених с невестой стоят за столом, а к ним подходят родственники одаривать. Матери хресные рядом сидят, собирают подарки и деньги. Очередности дарения не соблюдали, подходили, как кто захочет.

Второй день свадьбы. Родные невесты шли позывать жениховых родных к себе. В этот день по селу цыгане ходили – 3-4 человека ярко наряженные. Все село уже знали и ждали их. Цыгане заходили по порядку во дворы и выпрашивали для молодых. Кто - куренка, кто - денег, кто - самогон даст. Деньги отдавали молодым, еду приносили на стол в дом невесты.

Когда второй день отгуляют, молодые остаются ночевать у невесты. На третий день родня жениха идет за молодыми и навсегда забирают их к себе.

Обратная связь