Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

Свадебный обряд куста украинских сел правобережья р. Дон Лискинского района Воронежской области

Автор: Христова Галина Павловна, доцент кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств.

Села с украинским населением в границах нынешнего Лискинского района расположены компактно в его южной части, на правобережье реки Дон. История их основания связана с процессом переселения на неосвоенные южнорусские рубежи украинских черкас в середине XVII века. Первоначально здесь они несли сторожевую службу, защищали границу от еще продолжавшихся татарских набегов. За службу русскому государю украинским черкасам выделялись участки земли и таким образом они закреплялись на русских землях.

Потомки украинских переселенцев, проживающие в настоящее время в селах Колыбелка, Щучье, Петровское, Коломыцево, хуторе Попасное Лискинского района Воронежской области, до сих пор сохраняют свой самобытный язык, обычаи и культуру, до сих пор самоидентифицируют себя как этнос: «Я скажу, шо мы хохлы, мы из Украины, эта ж национальность была украинська и мы сщиталыся и пысалыся украински» (П.И. Грищенко 1922 г.р., с. Петровское); «До войны мы сщиталыся украинци и нация у нас була – украинци, и учили нас в школи украинский язык, а посли войны нас пэрэвэлы русскими» (Н.Ф.Задорожняя 1923 г.р., с. Щучье).

В свадебном обряде, который сохранялся в трансформированном варианте в этих селах до 70-х годов XX века, наиболее ярко сохранились черты самобытности этнических украинцев, проживающих в окружении русского этноса на протяжении трех с половиной столетий.

Основные черты свадьбы украинских сел Лискинского района:

- преобладание обрядов контактно-коммуникативной линии, к которым относятся: двухэтапное сватовство, запой (магарыч), оглядыны хозяйства жениха, посещения женихом невесты с обязательными подарками, вечерына – собрание молодежи накануне свадьбы, выкуп невесты, перевоз постели «с курицей», обмен свашек караваями, ритуальная борьба за свадебный флаг;

- инициационная линия в обряде выражена точечно, занимает второстепенное положение, что является характерным для восточнославянского типа свадьбы-веселья; важнейшие обряды этой линии – изготовление свадебного деревца подругами для каравая невесты, посад невесты, покрыванье;

- музыкальный пласт свадьбы охватывает все пространственные и временные рамки обряда, каждое совершаемое действие сопровождалось многочисленными припевками с короткими текстами, комментировавшими происходящие события;

- несмотря на большую степень насыщенности свадебного обряда музыкальными текстами, количество напевов в ней невелико, для всех многочисленных вербальных текстов использовались, в основном, два-три напева, при этом напевы рода невесты и рода жениха были разными и исполнялись только представителями своих групп: «у нэвесты одни песни, у жениха – други песни».

Традиционно пару своим детям выбирали родители, главным критерием считался достаток в семье, а согласия молодых не требовалось: «А уже в ей согласия нэ спрашивають, согласна она или нет» (А.М.Лютикова 1926 г. р. с. Колыбелка). Бывало, что родители сговаривались еще задолго до достижения детьми брачного возраста. Подходящий возраст для невесты – 17-18 лет, жених мог быть чуть постарше.

Свадьба была одним из самых значимых жизненных событий, поэтому в ней принимало участие большое количество родни со стороны жениха и невесты. Для проведения свадьбы и выполнения обрядовых действий обычно назначались специальные свадебные чины: староста или дружко – старший родственник жениха («хто свайбой командует»), дружок или боярин – товарищ жениха, старша дружка – близкая подруга невесты, свитылка – сестра или другая незамужняя родственница жениха, свашки или прыданки – замужние родственницы, которые «покрывают» невесту, дружки – подруги невесты. Жениха и невесту во время свадьбы называли – молодий и молода, молодий князь и молода княгиня. Одним из главных персонажей свадьбы была свашка. Свашкой обычно выбирали женщину бойкую, умеющую вести разговор и убедить собеседника, ценились умение петь, плясать: «Свашка – хто можа плисать, петь, веселая, разговаривала хорашо» (А.М.Лютикова 1926 г. р., с. Колыбелка).

Первым этапом свадьбы был приход свашки или матери жениха в дом к родителям невесты для того, чтобы выяснить, не возражают ли они против прихода сватов. Если родители невесты не отказывали, то в этот же вечер проходило сватовство.

Cватовство. Сватать ходили вечером, в темное время, чтобы в случае отказа об этом не узнали односельчане. Со стороны жениха в сватовстве участвовали самые близкие родственники: мать с отцом, крестные, старшие братья. «Приходять до сватив и кажуть: "Мы прыйшлы, чулы шо у вас есть продажня тёлочка. Мы хочем купыть тёлочку у вас"» (П.И.Грищенко 1922 г.р., с. Петровское). После иносказательных текстов переходят к более конкретному разговору: «У вас дивчина хороша, работяща, мы хочемо забраты ее в свою семью, просим согласия» (А.М.Лютикова 1926 г.р., с. Колыбелка).

На сватовство обязательно брали хлеб, завернутый в рушник: «хлибыну приносять – пэкли коровай такий» (П.И.Грищенко 1922 г.р., с. Петровское). Если родители невесты давали согласие на брак, то принесенный хлеб принимали и ставили его на стол. После этого устраивалось общее богомолье и небольшое застолье, во время которого родители усаживались друг напротив друга и обговаривали хозяйственные вопросы дальнейшего проведения обряда.

Запой. В украинских селах Лискинского района этот этап свадебного цикла мог называться либо «запой», либо «магарыч». На запой приглашали ближайшую родню с двух сторон.

Другой знак сближения двух родов во время «магарыча» – обмен дарами. Начиная с запоя, звучали свадебные песни, в которых комментировались происходящие обряды.

На запое родители обговаривали день свадьбы. Ее назначали примерно через месяц или два от запоя, для того, чтобы успеть подготовиться.

Оглядыны. В период до свадьбы родственники невесты приходили в дом к жениху – смотреть двор, это называлось оглядыны, поглядыны, смотрины. Цель визита – узнать о состоянии хозяйства жениха, достатке его семьи.

День накануне свадьбы был насыщен различными действиями подготовительного и ритуального характера. Обязательной являлась выпечка обрядового хлеба – каравая. Караваи изготавливали в обоих домах. Кроме каравая, для свадьбы готовили и другую обрядовую выпечку – «шишкы», в виде небольших булочек. Их раздавали подругам невесты на прощальном вечере, гостям во время «даров».

Перед свадьбой невеста собирала подружек, она обходила дома подруг, сообщала им о сборе на свадьбу.

Вэчэрина. Перед свадьбой в доме невесты собирались подруги на прощальный вечер, он назывался вэчэрина. Во время вэчэрины дружки прощались с невестой, заплетали ей косу, вплетали в косу несколько лент.

Центральным ритуальным действием прощального вечера было изготовление свадебного деревца. Во всех селах оно имело название «сад», но были некоторые отличия в его изготовлении. В селах Петровское, Коломыцево для сада ломали пышную ветку вишни или сосны (высотой около метра) и украшали ее бумажными цветами.

Предсвадебный вечер в доме жениха. Накануне свадьбы вечеринка для молодежи также устраивалась и в доме жениха. Важнейшим моментом этого гулянья был приход невесты с подружками – «молода сорочку прынэсла». Невеста с подружками приходили в дом к жениху, чтобы развесить свои рушники, шторы, подготовить постель и передать жениху вышитую ею рубашку, которую он оденет на свадьбу: «Дружки ходылы до жениха, наряжали всё полностью там, где ани с нэвестой будут ночевать. Там и шторы вишалы, и рушники, и постелю – эта пэрэд свайбай за день. Шлы наряжалы хату там у жениха»  (Н.А.Жидкова 1951 г.р., с. Коломыцево).

После того, как приготовления заканчивались, для молодежи устраивалось застолье.

Совместный вечер в доме жениха являлся как бы свадебным гуляньем для  молодежи: невеста должна быть на нем в свадебном венке, подруги – в праздничных нарядах: «венок одевае и приводэ подружек, – венок из бумажных цвитков, она и на свайбе в нём…» (А.М.Лютикова 1926 г. р., с. Колыбелка); «Молода собирае подруг – дружек… и идуть до жэниха. Там у ех и цветы, и всэй обряд у ех… Вэчир оны там гуляють, молодёжь гуляе – молода сорочку, кажуть, прынэсла» (Н.Ф.Задорожняя 1923 г. р., с. Щучье). После гулянья молодежь расходилась по домам.

Первый день свадьбы. Утром из дома жениха провожали поезд за невестой. Обычно в поезд снаряжали три-четыре тройки лошадей с подводами, зимой с санями. Количество человек, отправлявшихся за невестой, должно быть непарным, пару жениху потом составит невеста. Старосту и бояр перевязывали рушниками справа налево. Лошадям вплетали в гривы ленты, вешали колокольчики, красные покрывала, украшали подводы.

Важным персонажем свадебной процессии была «свитылка» – сестра или другая родственница жениха, она несла «шаблю». Перед приездом жениха невесту накрывали платком.

Посад. Снарядив невесту, ее усаживали «на посад». Сидя за столом, под иконами, невеста ожидала приезда жениха.

До приезда жениха невесту прятали: или в своем доме, или у соседей: «Штобы долго шукалы: и до сосэдий, бывала так што аш в конце улицы, прям туда прятали. Ну уже так приблизитильно знали родственники –  где, то вже бигли туда» (Жидкова Н.А. 1951 г.р., с. Коломыцево).

Выкуп невесты. Подруги невесты устраивали всевозможные препятствия – загораживали ворота, закрывали двери. Подъехавший к воротам невестиного дома поезд от жениха встречали подружки и родня невесты: «Нэ пускають даже во двор, даже вороты закрытыи. Лизуть, там чуть прям ни драка, тии нэ уступають, штобы выкуп был дорожи» (Жидкова Н.А. 1951 г.р., с. Коломыцево).

За невесту торговались сначала у ворот, потом у порога, потом у входа в комнату, при этом старались получить выкуп как можно больше.

Во время выкупа звучали корильные припевки, их пели и невестины подружки и женихова родня. После выкупа жених должен был найти невесту и привести ее за стол, на котором стоял каравай с вставленным в него свадебным деревцем – «садом».

Покрыванье. Главным санкционирующим брак обрядом являлось «покрывание» невесты, которое совершали свашки, или приданки – замужние родственницы жениха и невесты. Покрывание совевершалось при всех присутствующих в этот момент гостях.

Начинался обряд с того, что свашки просили разрешения у родственников «завести молодых за стол» и начать обряд. С невесты снимают платок, которым она была накрыта, снимают венок и расплетают ей косу. На большом блюде крестные подносили сложенный большой красивый платок, сверху которого лежал гребень. После расплетения косы волосы расчесывают, закручивают в узел и закрепляют гребешком. Невеста должна была во время покрывания выражать несогласие, она три раза срывала гребешок с головы и бросала его подальше от себя:

На четвертый раз невеста покорялась и свашки завершали прическу. После этого невесте покрывали платок: «Потом покрыють платок – як баби старой (завязывали под подбородком), и всё уже ты не девушка, уже ты баба» (Жидкова Н.А. 1951 г.р., с. Коломыцево). В прошлом во время покрывания невесте заплетали две косы, и закрепляли их гребешком, а «дулю» из волос молодая закручивала только после рождения первого ребенка. После совершения «покрывания» жених и невеста должны были поцеловаться, подружки в этот момент пели.

Во время посада жениху и невесте свитылка пришивала квитку – специально сделанный цветок из ткани или ниток. Жениху квитку пришивали на шапку или картуз, а невесте – на платок. После покрывания свашки требовали платы за свою работу: «"По чарке вина, да  щей золотого!" – штоб за це заплатили. Ну, там бросят какую копейку ей в стаканчик» (Н.Ф.Задорожняя 1923 г.р., с.Щучье).

Здесь же гостей усаживали за стол, было небольшое угощение – булочки-«пампушки», оладьи. Участников свадьбы «старша дружка» перевязывала – мужчин рушниками, женщин – платками, или повязывала небольшой платочек на руку.

Когда молодых выводили из-за стола, дружка невесты и боярин должны были потянуть невесту и жениха каждый в свою сторону, проверить, как крепко они держатся за руки.

Благословение. Перед отъездом из дома к венчанию родители должны были благословить детей. Обычно это делали без свидетелей, все выходили, и мать с отцом благословляли молодых. На полу расстилали шубу мехом наружу, молодые становились на колени и родители давали им напутствие и благословляли на совместную жизнь.

Отъезд к венцу. После благословления молодые выходили из дома и вместе усаживались в первую подводу. С ними ехала крестная, которая держала «сад». Невеста забирала из дома завернутый в рушник каравай и икону.

Во второй подводе везли приданое – скрыню, там же ехала свитылка с шаблею, и все, кто мог поместиться. При переезде невесты из дома с ней обязательно отправляли живую курицу, наряженную лентами и с красным цветком.

После венчания в церкви свадебный поезд должен был объехать вокруг села, и только после этого направлялся к дому жениха: «як звинчаютця – каталыся, по силу разы тры объидуть» (Т.В.Ковалева 1926 г. р., с. Петровское); «А тогда абизательна на лашадях далжны были па всем улицам катать с гармонями, и калакольчики, званочки всяки, лошади разукрашеныи» (Н.А.Жидкова 1951 г.р., с. Коломыцево).

Встреча молодых. При встрече молодых у ворот дома жениха зажигали сноп соломы. Приехавшие гости помогали разметать горящий сноп ногами, чтобы жених с невестой могли пройти через огонь.

У порога молодых встречали родители жениха. На землю стелили шубу – «шоб багатые булы», мать выходила с иконою, отец с хлебом-солью, они благословляли молодых, а родные посыпали их пшеном, хмелем, конфетами. Здесь же происходил обмен хлебом: невеста передавала свекрови привезенный из родительского дома, завернутый в рушник каравай, а свекровь отдавала ей свой и трижды целовались. Потом оба эти каравая ставили на свадебный стол.

Свадебное застолье. Гости усаживались за стол, начиналось застолье. Традиционными блюдами свадебного стола были борщ, лапша, пирожки, холодец, окрошка, взвар (компот из сухофруктов).

В день свадьбы в праздничном гулянье участвовали только старшие родственники. На свадебном гулянье в доме жениха особым почетом пользовался весь невестин род, их первыми усаживали за стол, «честовали» – подносили рюмочку.

Свадебное гулянье проходило весело, с песнями, танцами и всякими забавами молодёжи. Одним из обычаев была кража со стола свадебного деревца.

Во время застолья свадебные припевки пели, уже не разделяясь на два рода, их пели и по очереди, и вместе, в них величали молодых.

По окончании свадебного застолья молодых свашка провожала ночевать в другое помещение, обычно в чулан или в клеть.

Проверка молодой. Первой будить молодых приходила крёстная жениха, она забирала сорочку невесты или простыню и несла свекрови. Свадьба продолжалась с большим размахом, если невеста была «честная». Особыми символами старались указать на это: вывешивали на крышу дома красный флаг, привязывали красные лоскутки на забор, невестиным родственникам прикалывали к одежде красные ленточки, в хлеб вставляли ветки красной калины.

Второй день. Утром родня невесты шли в дом к жениху «невесту будить», «несли завтрак невесте». Процессия шла шумно, с музыкой, с участием ряженых. По ходу шествия односельчане перегораживали дорогу верёвкой, не пропускали, требуя выкуп.

Уже во дворе женихова дома устраивалось состязание, кто первый снимет свадебный флаг – женихов или невестин род.

В доме жениха родня невесты «искала пропажу» – ее должны были спрятать от родственников, для этого ее переодевали во что-нибудь старое.

Среди ритуалов второго дня были действия, целью которых была проверка «хозяйственных» качеств невесты: гости обдирали стену, а молодая должна была показать умение «мазатьця», т.е. – залепить ее раствором; рассыпали деньги – нужно было их тщательно подобрать, били горшки – молодая подметала.

В этот день свадебное деревце из каравая – «сад» разламывали, при этом каждый старался захватить с него ленту или цветок.

Для родни невесты устраивали небольшое угощение, после которого они приглашали род жениха в дом невесты «на обнедельки». Все собирались и также с ряжеными, с гармонью и с молодыми шли в дом к невесте на обед.

Третий день – не включал каких-либо обрядовых действий и поэтому не был обязательным.

После свадьбы молодые еще долгое время находились в особом статусе. Все родственники, которые гуляли на свадьбе, должны были пригласить молодых в гости. Молодые ходили по гостям по воскресеньям, для них накрывали стол, угощали их.

На современном этапе свадебный обряд по традиционному сценарию в селах не воспроизводится. При этом отметим, что некоторые элементы свадебных ритуалов достаточно активно используются и в настоящее время, в более или менее трансформированном виде, с привнесением современных деталей. К ним относятся, например: сватовство (выполняет функцию знакомства двух родов), изготовление свадебного каравая (иногда с традиционной атрибутикой, «садом» – свадебным деревцем) и свадебной выпечки – «шишек», встреча и благословление молодых родителями жениха, обычаи одаривания молодых. Во-вторых, отчасти сохранились обряды, которые представляются в виде яркого зрелищного действия с включением в него гостей, приглашенных на свадьбу, это: выкуп невесты, разжигание огня на пути молодых в дом жениха, ряжение на второй день свадьбы.

Обратная связь