Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

25 мая 2006 г.  № 229

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

В соответствии с протоколом совещания у Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - Министра Российской Федерации С.Е. Нарышкина от 25.07.2005 N СН-П16-21пр и в целях методического обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий по решению   вопросов местного значения в области культуры согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации   местного   самоуправления   в Российской Федерации" и предоставления населению услуг в сфере культуры приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов (далее - Методические указания).

2. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества (далее - Методические рекомендации).

3. Департаменту культуры (Ю.А. Шубину) обеспечить доведение Методических указаний и Методических рекомендаций до сведения органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

4. Департаменту экономики и финансов (К.В. Карновичу) обеспечить финансирование   работ,   связанных   с изданием и распространением Методических указаний и Методических рекомендаций.

 

 

Министр А.С. СОКОЛОВ
25 мая 2006 г.
№ 229

Приложение № 1
к приказу Министерства культуры
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 25. 05.06 № 229

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

 

Согласовано:
Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации

Министерство финансов
Российской Федерации

Министерство регионального развития
Российской Федерации

Министерство юстиции
Российской Федерации

 

Содержание

Введение

1. Разъяснения некоторых понятий, определяющих полномочия органов местного самоуправления по вопросам культуры
2.  Порядок создания муниципальных организаций культуры
3.  О делегировании полномочий в сфере культуры
4. Методические рекомендации по обеспечению деятельности органов управления культурой муниципального района
4.1. Модели управления муниципальной сетью учреждений культуры
4.2. Механизм реализации полномочий
4.3. Объем полномочий
4.4. Функции
5.    Организации культуры
5.1. Учреждения культуры клубного типа
5.2. Библиотеки
6. Некоторые вопросы применения реестра расходных обязательств органов местного самоуправления и использования программно-целевых методов управления в сфере культуры

Приложения

Приложение 1

Извлечения из примерного Устава муниципального образования «______________ муниципальный район», касающиеся сферы культуры

Приложение 2

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении (отделе, комитете) культуры как отраслевом органе исполнительной власти, являющимся структурным подразделением администрации муниципального образования

ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении культуры Администрации муниципального образования _____________ (наименование муниципального образования)»

Приложение 3

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении (отделе, комитете) культуры как отраслевом органе исполнительной власти муниципального образования, являющимся юридическим лицом

ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении культуры (наименование муниципального образования)

Приложение 4

модельный УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Отдел (управление, комитет) культуры муниципального образования»

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Управление культуры __________________________» наименование муниципального образования

Приложение 5

Типовое положение о государственном муниципальном учреждении культуры клубного типа

Приложение 6

Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения

Приложение 7

модельный УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ культуры

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ культуры

Приложение 8

МОДЕЛЬНЫЙ УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ..

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «___________»

Приложение 9

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ПАРКЕ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Приложение 10

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об организации музейного дела в муниципальном районе

Приложение 11

Примерное положение о филиале муниципального учреждения культуры культурно-досугового типа

Приложение 12

Модельный устав Автономной некоммерческой организации «Информационно-ресурсный центр культуры муниципального образования»

Приложение 13

ПРИМЕРНЫЙ АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА

Приложение 14

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА О ПЕРЕДАЧЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ

Приложение 15

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ О ПЕРЕДАЧЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ

Приложение 16

Модельное решение представительного органа муниципального района о принятии к осуществлению части полномочий органа местного самоуправления поселения

Приложение 17

Модельное решение представительного органа поселения о передаче осуществления части полномочий органам местного самоуправления муниципального района

Приложение

Порядок расчета объема субвенции на осуществление части полномочий поселения органом местного самоуправления муниципального района

Приложение 19

Разъяснения о порядке учреждения и присвоении звания «Народный (образцовый) самодеятельный коллектив» самодеятельным творческим коллективам

Приложение 20

Образец Паспорта муниципального учреждения культуры клубного типа

 

 

 

5. Организации культуры

(Извлечение из методических указаний)

 

5.1. Учреждения культуры клубного типа 

На основании статистических данных в Российской Федерации действует 52 тысячи учреждений культуры клубного типа, что составляет четвертую часть от общего количества организаций культуры. Из них в сельской местности расположено около 91% учреждений. Учреждение культуры клубного типа действует на основании примерного Положения «О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», рекомендованного решением Коллегии Минкультуры РФ от 29 мая 2002 года № 10.

Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.

Клубное учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха.

Основными видами деятельности клубного учреждения являются:

  • создание и организация работы клубных формирований, таких как коллективы, студии и кружки любительского художественного творчества, народных театров, любительских объединений по культурно-познавательным, историко-краеведческим, научно-техническим, экологическим, культурно-бытовым;
  • организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;
  • проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с местными обычаями и традициями;
  • организация досуга различных групп населения, в том числе предоставление платных услуг населению с учетом функционального предназначения учреждения;
  • осуществление других видов творческой, познавательной и досуговой деятельности по социально-творческим заказам, соответствующим целям учреждения культуры клубного типа.

Современные условия экономической деятельности привели к объективным преобразованиям учреждений культуры клубного типа в новые виды по функциональным признакам:

  • изменение профиля заказов учредителей;
  • изменение структуры потребительского спроса.

Учреждения клубного типа можно сгруппировать по следующим признакам:

  • по месту расположения (сельские, городские);
  • по статусу (районные, окружные, краевые, областные);
  • по объему выполняемой работы (согласно группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от количества населения и мощностных характеристик помещения);
  • по потребительскому спросу: Дворцы (Дома) молодежи, Дворцы (Дома) дружбы, национально-культурные и этнокультурные центры;
  • по видам услуг: Дом ремесел, Дом фольклора, Центр досуга, Центр культуры и досуга.

Следует рассмотреть традиционный перечень учреждений культуры клубного типа по наименованиям с корреляцией на обслуживаемый контингент.

Клубы, по общей практике, основанной на созданной в советские годы нормативной базе, обладают небольшими мощностными характеристиками и штатной численностью. Характеристика объема выполняемой работы соответствует III–IV группам по оплате труда.

Дома культуры обладают большими, чем клубы, характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Главным отличительным признаком является расширенная зона обслуживания и наличие филиалов. Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие населенные пункты, где отсутствуют стационарные единицы, а также являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и районных центрах. Как правило, являются самостоятельными юридическими лицами.

Характеристика объема выполняемой работы соответствует I–II группам по оплате труда.

Дворцы культуры обладают высокими характеристиками по параметрам мощности, оборудования, штатной численности. Обслуживают население по месту расположения. Расположение не имеет зависимости от административного статуса (село – город). Главным критерием для принятия решения о наличии Дворца культуры являются финансовые средства учредителя. Дворцы культуры, построенные в сельской местности, принадлежали, как правило, совхозам (колхозам). Располагаются в районных центрах и городах.

Как правило, имеют статус юридического лица и являются методическими центрами для подведомственной сети. Основное содержание деятельности предусматривает организацию работы творческих коллективов в различных жанрах и обеспечение социально-культурных мероприятий на основании муниципального заказа.

Характеристика объема выполняемой работы соответствует I–II группам по оплате труда.

Передвижные клубы (АКБ, ПКУ) не имеют стандартных характеристик по параметрам оснащения штатом и оборудованием. В повсеместной практике передвижные клубы независимо от статуса (сельские, районные) оснащены специализированным автотранспортом, комплектом звукового оборудования, киноустановкой. Средняя штатная численность составляет 3–5 человек. Как правило, находятся в подчиненном положении по отношению к районному   Дому или Дворцу культуры и являются его филиалами либо структурными подразделением. Обслуживают население сельских и отдаленных территорий Сибири и Крайнего Севера, степных районов Юга России.

Характеристика объема выполняемых работ соответствует группе по оплате труда головного клуба.

Центры досуга (центры культуры и досуга) по мощностным характеристикам соответствуют Дворцам культуры. Центры досуга являются интегрированными учреждениями. В общем объеме услуг преобладает досуговая составляющая и мероприятия социокультурного характера. Собственно творческая деятельность занимает 13–19 % и является базовым условием для создания продуктов культурного досуга. Практика предусматривает для Центров досуга I группу по оплате труда.

Дворцы (дома) молодежи обладают мощностными характеристиками аналогично Дворцам культуры. По объему деятельности Дворцы молодежи не имеют принципиальных отличий от Центров досуга. Практика предусматривает для Дворцов молодежи I группу по оплате труда.

Национально-культурные центры (этнокультурные центры, дома дружбы) созданы по инициативе местного сообщества, локально проживающей этнической группы. Обладают характеристиками аналогично Дворцам культуры, основное содержание работы предусматривает сохранение нематериального культурного наследия локально проживающих на конкретной территории этнических групп.

Практика предусматривает для Национально-культурных центров   I группу по оплате труда.

Дома ремёсел созданы по инициативе местного сообщества на основе местных ремесленнических традиций. Непременным условием является наличие сырьевой базы (глина, лоза, береста, другое). Как правило, размещаются в помещениях ранее занимаемых клубами и Домами культуры.   Оборудование и штатная численность зависят от характера ремесла и наличия методических обязанностей в уставе Дома ремесел.

Практика предусматривает для Домов ремесел   I-II группу по оплате труда.

Муниципальный творческий коллектив – это группа исполнителей любого жанра творчества (хор, оркестр, цирковой, хореографический коллектив и др.), который получает финансирование из бюджета на штат и на деятельность. Использует для репетиций и концертов площадки муниципальных учреждений культуры. Как правило, муниципальные творческие коллективы не имеют организационно-правового статуса. Отличие муниципального творческого коллектива от коллектива художественной самодеятельности заключается в том, что артисты коллектива содержаться в штате и имеют, как правило, специальное образование. Муниципальный коллектив можно рассматривать как сетевую единицу без образования юридического лица, поскольку его финансирование осуществляется по отдельной смете.

Таким образом, наименования соответствуют функциональному признаку, месту расположения и объему выполняемой работы.

С учетом действующих учреждений культуры клубная сеть может быть сгруппирована:

  • по характеру выполняемых функций;
  • организации творческого процесса;
  • особенностям применяемого труда.

Наблюдающееся в последние годы создание интегрированных учреждений культуры типа культурно-образовательных центров, клубов-музеев, клубов-библиотек имеет в основе положительный базис – оптимизацию коммунальных расходов и координацию планирования, т. е. налицо экономический и организационный эффекты.

Однако не следует заблуждаться на тот счет, что возникает новое учреждение, так как, например, в основе культурно-образовательного центра отмечаются две различные уставные задачи: осуществление учебного процесса и осуществление культурных услуг.

Уставная задача по осуществлению образования реализуется на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», что предполагает соответствующие коды статистики, специфику системы оплаты труда и пенсионного обеспечения, специальные условия налогообложения.

Уставная задача по обеспечению услуг культуры и досуга реализуется на основании отраслевого законодательства о культуре, регистрируется по другим кодам статистики, имеет систему оплаты труда, основанную на отраслевых нормативных требованиях, пенсионное обеспечение основных категорий работников культуры осуществляется на общих основаниях, система налогообложения культуры имеет отличия от системы налогообложения образования.

Для вопросов, связанных с культурой в системе образования, вычленено дополнительное образование.

Для учреждений образования существует официальный перечень наименований, в котором не предусмотрен образовательно-культурный центр.

В свою очередь, учреждение образования может получить лицензию на осуществление деятельности при условии неукоснительного соответствия специальным стандартам.

Таким образом, объединение школы и клуба в основе своей представляют объединение под «одну крышу» двух различных учреждений. Существенный смысл этого объединения заключается в оптимизации коммунальных расходов на содержание социальных объектов и, в этом смысле, являет собой пример эффективного использования финансовых и материальных ресурсов.

Библиотека, равно как и музей, имеют общую задачу – хранение фондов, и их объединение с клубом проходит по границе формы подачи услуги – не более того. Далее функции и услуги библиотек и музее в значительной степени отличаются от клубной деятельности. Для музеев, библиотек и клубов существуют различия в системе нормирования оплаты труда. Отраслевых особенности послужили основанием для создания специфических учреждений на основании их функциональных признаков.

Практика объединения музеев и библиотек с клубами «под одну крышу» не является основанием к созданию нового учреждения.

Существенным обстоятельством является государственная статистика, где библиотеки и музеи отчитываются по своим правилам, а клубы – по своим. Планирование работы, определение групп по оплате труда, конечные результаты деятельности для клубов, библиотек и музеев имеют существенные отличия. В силу указанных особенностей слияние различных отраслевых типов организаций культуры может состояться на ассоциативной основе. В таком варианте можно зарегистрировать социально-культурное учреждение, которое объединит под одной крышей филиалы отдельных типов учреждений культуры. В том случае, если речь идет о небольших сетевых единицах, то, вероятно, имеет смысл регистрировать их как соответствующие филиалы централизованной клубной, библиотечной, музейной системы.

Суть такого учреждения – в использовании ресурсов для предоставления комплексных услуг культуры населению. Положительная сторона объединения в том, что не придется разрушать единства фондов библиотек и музеев.

Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями учреждений клубного типа, самостоятельны в решении вопросов об объемах услуг и выборе их поставщиков, что зафиксировано в статье 54 Федерального закона № 131-ФЗ и статьях 71, 72 Бюджетного кодекса. Очевидно, что для выявления комплекса и стоимости услуг необходимо определиться в перечне учреждений культурно-досугового типа.

На основании приведенных выше аргументов, а также итогов Всероссийского мониторинга досуговых предпочтений населения и новых форм культурно-досуговых учреждений, который проводился в течение трех лет в рамках Федеральной целевой Программы «Культура России (2000–2005)», можно предложить оптимальный перечень видов учреждений клубного типа, получивших развитие в последнее время.

В ходе мониторинга выявилась необходимость уточнения понятий, которыми мы можем оперировать, рассматривая эволюционное развитие клубного дела, а именно:

тип – образец, модель для группы предметов, форма чего-либо;

вид – подчиненное понятие, входящее в состав другого, высшего понятия (единица классификации, подчиненная высшей единице);

форма – система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием.

Исходя из сущности описанных понятий, ранее действующие, и вновь созданные культурно-досуговые учреждения являются группой, обладающей единообразными признаками по системе организации, внутренней структуре и содержанию работы, т. е. имеют одинаковую форму. Однако некоторые учреждения имеют отличия по функциональным признакам, ассортименту и объему услуг, по потребительскому спросу и ресурсному обеспечению. Таким образом, в силу указанной разницы произошло выделение видов внутри типа.

На основании вышесказанного можно условиться: не имеющие ранее аналогов учреждения культурно-досугового типа именовать видами в связи с их некоторыми отличительными признаками.

Таким образом, в оптимальный перечень видов учреждений культуры клубного типа можно включить:

  • дома (Дворцы) культуры и досуга;
  • культурно-спортивные комплексы;
  • дворцы молодежи;
  • социально-культурные центры;
  • национально-культурные (этнокультурные) центры;
  • дома ремесел (Центры ремесел);
  • дома фольклора;
  • дома (Центры) народного творчества;
  • передвижные центры культуры (автоклубы);
  • информационно- методические центры.

В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги финансируются в зависимости от цели функционирования.

В свою очередь, в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг.* сказано, что бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям, услугам, видам деятельности. Функции учреждений клубного типа могут быть сгруппированы в соответствии с видами учреждений (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Функции учреждений культуры клубного типа

Вид учреждения

Функции

Дом (Дворец) культуры

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения; патриотическое воспитание

Культурно-спортивный комплекс

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для массового отдыха населения; обеспечение условий для самодеятельного творчества; обеспечение спортивно-оздоровительных услуг; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения

Дворец молодежи

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для массового отдыха; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения

Социально-культурный центр

Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства; обеспечение информационных и методических услуг; сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения

____________________________

* Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 22мая 2004 г. №249.

 

 

Национально-

(этно-) культурный центр

Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения; обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного народного творчества

Дом (Центр) ремесел

Сохранение нематериального культурного наследия; развитие ремесленнических традиций; создание и распространение ремесленнических изделий; выставочная деятельность; создание и распространение методик ремесленнического мастерства

Дом фольклора

Сохранение нематериального культурного наследия; исследование местных фольклорных традиций

Дом народного творчества

Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей. Создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс; информатизация и методическое обеспечение творческих процессов; организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства

Передвижные культурные центры

Внестационарное обеспечение досуга населения; организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий

Информационно-методические центры

Обеспечение информационных и методических услуг

 

Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что учреждения клубного типа, в отличие от других учреждений культуры, построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг.

Такая система обусловлена рядом причин, среди которых можно выявить несколько основополагающих, а именно

  • инициативы местного сообщества и потребительский спрос;
  • местные традиции;
  • социальная инфраструктура;
  • демографические характеристики;
  • ресурсное обеспечение.

Указанные причины служат основанием для принятия решений о группах по оплате труда и оказывают непосредственное влияние на ассортимент и объем услуг культуры и досуга.

Независимо от функциональной дифференциации для всех учреждений культурно-досугового типа характерен перечень основополагающих видов деятельности, вокруг которых будут складываться специфические, характерные для конкретного вида и группы по оплате труда.

Основополагающими видами деятельности являются:

  • создание коллективов художественного творчества;
  • создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности;
  • проведение массовых мероприятий (творческих и общественных);
  • организация досуга населения.

В результате реализации функциональных задач через специфические виды деятельности производятся услуги, позиционированные на потребительский спрос (таб.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Примерный перечень бюджетных услуг учреждений культуры

клубного типа, предоставляемых на основе муниципального заказа, договоров с юридическими лицами и  реализации заказов населения

Виды услуг

 

Заказчики, потребители

Государство

Муниципальное образование

Юридические лица

Население

Тематические концерты

+

+

+

Спектакль

+

+

Театрализованное представление

+

+

+

Фестиваль

+

+

+

Концертная программа

+

+

+

+

Выставки

+

+

+

+

Вечера отдыха

+

+

+

Народное гуляние

+

+

+

Конкурсы, смотры

+

+

+

Шествия

+

+

Дискотеки

+

+

Праздники (национальные, государственные, традиционные, профессиональные)

+

+

+

Вечера чествования

+

+

+

Выставки-ярмарки

+

+

Обряды

+

+

+

Шоу-программы

+

+

Литературно-музыкальные вечера

+

+

Торжественные собрания

+

+

+

Презентации

+

+

+

Игровые программы

+

+

Костюмированные балы-карнавалы, шествия

+

+

+

Конференции, семинары

+

+

+

Беседы, лектории

+

+

+

+

Показ кинофильмов, кинолектории

+

+

+

+

Создание условий для занятия в кружках и любительских объединениях

+

+

Издание материалов художественно-эстетического направления, альбомов

+

+

+

Издание методических материалов

+

+

Создание банка данных, фонотек, видеотек, фотоматериалов

+

+

+

+

Фото-видеосъемка

+

+

+

+

Художественно-оформительские работы

+

+

+

+

Проведение PR-акций,
PR-услуг по продвижению

+

+

+

+

Информационно-консультационные и методические виды услуг

+

+

+

+

Предоставление условий для самоорганизации населения

+

+

Интернет-кафе

+

+

Комнаты организации отдыха детей

+

+

+

Летняя площадка и организация отдыха детей в летнее время

+

+

+

Культурное обслуживание на дому для лиц с ограниченными возможностями

+

+

+

+

Ремесленная продукция

+

+

+

+

Исследовательская, краеведческая работа

+

+

+

Экскурсионное обслуживание

+

+

+

+

Другие виды услуг

 

 

 

 

 

 

Примечание: «+» означает «имеет место», «–» означает «не имеет место». Данный перечень не является исчерпывающим, учреждение самостоятельно определяет перечень своих услуг, согласно своей миссии и решаемым задачам.

Обратная связь