Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

Карачунский гончарный промысел

 

Карачун – старинное село на берегу реки Воронеж, издавна славилось гончарными изделиями. По сведениям за 1910 год, в Задонском уезде в селе Карачун (в настоящее время с. Карачун Рамонского района Воронежской области) занималось гончарством 200 человек и выпускалось в год 300 тыс. горшков. Ассортимент карачунских изделий был разнообразным. Делали дымоходные трубы, «корчажки» для молока, горшки для кваса, кувшины, «ставочки» - детские горшочки-кружки с ручкой, «махотки» - маленькие горшочки для сметаны и масла, «пупошницы» - маленькие горшочки без поливы внутри, которые ставили подобно банкам – при заболеваниях. Кроме того, гончары выделывали на гончарном круге кукольную посуду и лепили вручную «свистульки»: фигурки коней, птичек, оленей, «куколок». После революции в Карачуне был создан горшечный цех, выпускавший посуду. Одним из последних  карачунских гончаров и игрушечников был Василий Лямзин. «Лямзинские» свистульки хранятся в единственном в стране Музее игрушки в Сергиевом Посаде и в частных коллекциях.

В середине 1960-х годов прошлого века в Рамони была создана керамическая фабрика на базе карачунской гончарной глины. У истоков её организации стояли супруги Суворковы - Николай Федорович и Зоя Петровна. В 1973 году Рамонская керамическая фабрика вошла в пятерку лучших керамических фабрик России. Ее изделия, авторские работы Николая Федоровича  и Зои Петровны Суворковых, их сыновей, последователей С.Е. и И.В. Муравьевых неоднократно отмечались наградами престижных конкурсов.

За несколько десятилетий художники фабрики разработали более 300 наименований изделий на основе форм и орнаментации воронежской керамики: чайные и кофейные сервизы, столовые наборы, миски, супницы, квасники, кружки, кувшины, декоративные вазы. При этом сохранялась почти полная технология традиционного гончарного производства, а форма «карачунской» корчажки существовала практически в первозданном виде.

Фабрика была закрыта в 2015 году.


 

Художественное ручное ковроткачество с. Елань-Колено.

 

Узорное ткачество в селе Елань-Колено Новохоперского района сложилось на основе местных  художественных традиций. В тканых изделиях находили свое отражение общие для различных видов воронежского народного искусства черты.Особенно славились елань-коленовские «невестины» коврики, их ткали себе в приданое девушки на выданье и сшивали вместе, что олицетворяло соединяющуюся пару. «Невестины» коврики имели черный фон и квадраты с лучами малинового, розового и красного цветов, стилизованные цветы и колосья – преимущественно зеленого цвета.

Производство тканых ковровосуществлялось в селе Елань-Колено на организованной в 1932 г. на базе промыслово-кооперативной артели «Путь к коммунизму» ковровой фабрике, которая была выделена в отдельное производство. В первые годы своей производственной деятельности фабрика выпускала ковры ручной выработки, которые экспортировались за рубеж.

Сначала изделия, повторявшие народные коврики-попонки, отличались большим разнообразием ткацких структур при очень простом ритме полос, заполненных мелкими квадратами с лаконичным введением цвета. Особенно выделялись изделия потомственных мастериц А.П. Маленькой и М.Ф. Рогачевой, которые способствовали приобщению к творческой работе других ткачих и обучали молодежь. Позднее цвет и ритмические членения поверхности ткани усложнялись. Художники искали более масштабного цветового разнообразия.Наряду с яркими, контрастными производились изделия более спокойных, сдержанных цветовых сочетаний. Кроме мелкоузорных создавались рисунки из крупных клеток и поперечных полос в сдержанной терракотово-коричневой гамме с черным, белым изеленым цветом.  Цветовая стройность достигалась подчинением всего колорита основному ведущему цвету, как это было и в традиционном народном костюме.

Изделия выполнялись из грубой шерсти в семи- и девяти-ремизной технике с детально проработанным геометрическим орнаментом. Мастера и художники фабрики обогащали структуру ткацких переплетений и цветовое решение вещей. Рисунок изделий состоял из переплетения прямоугольников, линий, полос, светлых пятен или уступчатых ромбов, густо заполняющих центральное полотно.

Среди ведущих творческих мастериц на фабрике работали В.П. Коростылева, П.В. Турцева, Е.П. Чернова и др. Возглавлял творческую группу художник В.А. Звонарев.

Фабрика производила покрывала, пледы, декоративные коврики на кресла, дорожки и многие другие изделия из грубой цветной шерсти.

Производство было ликвидировано 18 июня 2008 г. на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Галина Вострикова

Обратная связь