Версия для слабовидящих
воронежский областной центр народного творчества и кино

воронежский областной центр народного творчества и кино

государственное бюджетное учреждение культуры воронежской области
департамент культуры воронежской области

С 03 по 04 октября сотрудники Воронежского областного центра народного творчества и кино отдела традиционной народной культуры и участники фольклорного ансамбля «Радовесь» провели очередную фольклорно-этнографическую экспедицию в сёла Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области. Целью поездки была запись материалов для Каталога объектов нематериального культурного наследия Воронежской области, а также музыкального и этнографического материала, бытующего в этом районе.  

За период работы экспедиционная группа познакомилась с аутентичными исполнителями в селе Вязноватовка и х. Дмитриевский, а также осуществили описание женского и девичьего костюма села Новая Ольшанка.

Отличительной особенностью сёл является сохранность некоторых этапов свадебного обряда: сватовство, пропой, выкуп постели невесты, свадебный пир. Так например, в селе Новая Ольшанка для «свадебного пира» пекли специальный каравай в виде «шатра» и молодые угощали этим караваем всех гостей, пришедших на свадьбу, при этом исполнялась специальная «величальная» песня «Ой, бел шатёр, бел шатёр».

В х. Дмитриевский удалось записать плач невесты-сироты, который исполнялся на могиле у родной матери «Расступись земля сырая», а также свадебные песни: «Ко мне свашунька приехала», «Ой, мой беленький горошек», «Ой, Марьина мать».

Интересным музыкальным материалом можно считать запись протяжных, или как их в селе называют, «тягольных» песен: «Головушка заболела», «Соловейка не весел», «Там построен был колодец», плясовых песен «Ой, не кричи кочет раненько», «Из под гор-горы, едут мазуры», «Молодка, молодка», «Ох, все ребята поженились», «Напилили доски тонкие» и др.

Многообразие этнографического материала говорит о многовековой и глубокой традиции этих сёл. Однако, фольклорные традиции живут в памяти только старшего поколения, и не имеют своего яркого продолжения в жизни нынешних селян. Песни и обряды, записанные в ходе экспедиции, станут ценным материалом для фольклорных коллективов области и послужат материалом для Каталога нематериального культурного наследия народов РФ.

Обратная связь