Обряд «Вождение кукушки» в селе Русская Буйловка Павловского района

Автор описания: Сысоева Галина Яковлевна, профессор, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств.

«Обряд «Вождение кукушки» в селе Русская Буйловка Павловского района Воронежской области совершается детьми на Егория (6 мая) и относится к календарным обходным обрядам. Девочку-подростка полностью покрывают платком, она считается обрядовым персонажем «кукушкой», подружки за концы платка ведут её по селу, из каждого дома им выносят сырые яйца, которые они затем в виде яичницы все вместе съедают. «Кукушку» заставляют подать голос, и она трижды кукует возле каждого дома. Рядом с «кукушкой» идет мальчик — «кукон», который несет небольшое срубленное деревце или ветку, украшенную ленточками. «Кукушка», «кукон», украшенное деревце, яйца являются символами весны, которую чествуют в виде этих персонажей и атрибутов.

В живом бытовании до настоящего времени в селе сохраняются календарные обходы дворов с щедровками под Старый Новый год (13 января), на Старый Новый год (14 января), на Егорьев день (6 мая).

Обычно после обеда дети и молодежь разными группами собирались на своих улицах. Парни приносили молодое срубленное деревце (чаще всего – клен), которое девушки украшали ленточками (приносили из дома). Затем каждая группа выбирала из собравшихся самую красивую девушку (обычно о ней договаривались заранее), которую начинали превращать в обрядовый персонаж – «кукушку». Во-первых, она уже должна была одета лучше всех, во-вторых, «кукушку» накрывали с головой большим шерстяным (по местной терминологии — астаметовым) или шелковым (граничным) платком.

Каждая группа называлась танóк, и движение группы по улицам села от дома к дому называли идти танкóм. Шествие возглавлял парень – кукон, муж кукушки, который нес наряженное деревце впереди танкá. Девушку-кукушку вели подружки, взявшись за края её платка.

По местным поверьям, птица кукушка была наказана Богом за то, что на Благовещение несла яйца, вопреки народной мудрости: «На Благовещение девка косы не плетет, птица яйца не кладет». В знак наказания кукушка кладет яйца в чужие гнезда, а один раз в год, на Егория, должна их собрать.

Таким образом, главный смысл таночного шествия – зайти в каждый дом и собрать как можно больше яиц.

Шествие должно было сопровождаться музыкой, которая больше походила на шум: участники процессии палками били в косу, по рубелю, ложками — по дну ведра, ударяли друг об друга крышками от кастрюль и т.п. Этот шум, видимо, должен был, с одной стороны, привлечь внимание людей, а с другой – отпугнуть невидимую нечистую силу, ведь она всегда присутствует, когда человек ведет диалог с природой, воздействует на неё в желаемую сторону. Специальной обрядовой песни не было (или местные жители её уже не помнят), но сохранилась до нашего времени хороводная по форме песня-замещение: «Сады, сады зеленые мои, в саду цветики лазоревые». Видимо, она прикрепилась к обряду по образно-ассоциативной связи. На её позднее происхождение указывает вполне современное тонально-гармоническое мышление в напеве.

Подойдя к калитке двора, таночники вызывали хозяев: «Святой Егорий пришел, вам кукушку привел. Берите хворостину, отгоняйте скотину, а нам яичко подавайте!». Или просто: «Сегодня Егорий, Мы привели вам кукушку». Хозяева спрашивали: «А можно посмотреть? А голосок послушать?» Девушка-кукушка трижды приподнимала платок, чуть-чуть приоткрывая лицо, и трижды куковала: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!». Голос персонажа-кукушки воспринимался хозяевами двора как благословение, пожелание добра и благополучия в семье, за что они и одаривали яйцами кукушку и всех, кто приходил вместе с ней.

После обхода улиц, танкú сходились с танкáми у того дома, который обычно нанимали в зимнее время для молодежных вечерушек. Пока молодежь гуляла, хозяйка из собранных яиц жарила яичницу – главное блюдо для совместного обеда вскладчину. Это был последний сбор молодежи в доме, окончание зимних вечерушек и начало улиц — летних собраний молодежи на гуляния, которые устраивались в дни больших и малых праздников. Таким образом, обряд «Вождения кукушки» был переходом от зимы к лету (если делить год на два сезона).

Важное место в обряде занимала трапеза. Местная жительница Хатунцева Прасковья Ивановна, 1940 г.р. в экспедиции 2014 года рассказала об обряде «Вождение кукушки» и в частности указала, что совместную трапезу с яичницей устраивали и те, кто не ходил по дворам. Эта традиция не прерывалась никогда: собирались большими и малыми группами (пусть даже несколько соседей), иногда в доме, иногда – на улице. Это было также обязательно, как крашение яиц на Пасху. Так, например, в 2014 году соседи Прасковьи Ивановны нажарили яиц, вынесли за ворота на улицу стол и устроили обед вскладчину. Этот обычай, видимо, перекликается с древними жертвоприношениями, когда надо было задобрить силы, управляющие обновлением природы и всем живым на земле.

Таким образом, народная мотивация обряда имеет 2 трактовки. Во-первых, обряд осуществляет или закрепляет переход к новому сезону. Во-вторых, он направлен на возвеличивание весны, красоты, молодости, обновления в природе и перенесение всего этого богатства на человека. Благополучие в семье, благополучие урожая может быть только при покровительстве природы.

Обряды с кукушкой не типичны для Воронежской области, но широко распространены на территории соседней Белгородской области (Вейделевский, Волоконовкий, Новооскольский и другие районы), а также зафиксированы в Тульской, Калужской, Орловской, Курской областях. Однако там они имеют другую мотивацию, совершаются в другие календарные сроки — чаще всего на Вознесение (40-й день после Пасхи), а обрядовые персонажи представлены в образе куколки из травы или листьев. Яйцами на Егория угощали пастуха практически повсеместно, а вот яичницу в этот день устраивали еще в с. Кочетовка Хохльского района Воронежской области.

В настоящее время обряд «Вождение кукушки» в Русской Буйловке совершается в изменённом виде: дворы обходят совсем маленькие дети, молодежь не участвует, а, значит, не ходит танкáми, не устраивает музыку, не сходится затем на общее гуляние. Сохраняется лишь обычай совместного обеда с яичницей.

Представленные видеозаписи

01 Реконструкция обряда «Вождение кукушки» в исполнении местных жителей

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2014 – Сысоева Г.Я., Пантак А.А.
  3. Воронежская область, Павловский район, село Русская Буйловка.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, ЦВЭ 1018-20140803-0009.

02 Интервью с Хатунцевой П.И.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2014 – Сысоева Г.Я., Пантак А.А.
  3. Воронежская область, Павловский район, село Русская Буйловка.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, ЦВЭ 1015-0039.
  5. Хатунцева Прасковья Ивановна 1940 г.р.

 

Список фотографий

Главное фото – Дети села Русская Буйловка – участники реконструкции обряда «Вождение кукушки»

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2014 – Сысоева Г.Я., Пантак А.А.
  3. Воронежская область, Павловский район, село Русская Буйловка.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.

01 Реконструкция обряда «Вождение кукушки» в исполнении местных жителей

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2014 – Сысоева Г.Я., Пантак А.А.
  3. Воронежская область, Павловский район, село Русская Буйловка.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.

02 Женщины в традиционных костюмах села Русская Буйловка

  1. Фольклорный фестиваль «На Троицу».
  2. 2002 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Новоусманский район, село Новая Усмань.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.

03 Фольклорный ансамбль села Русская Буйловка

  1. Фольклорный фестиваль «На Троицу».
  2. 2002 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Новоусманский район, село Новая Усмань.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.
#

    Подать заявку на запись