Рождественские обряды с ряжеными персонажами (Коляда и Лошадь) в селе Пады Панинского района

Автор описания: Христова Галина Павловна, доцент кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств

В святочный период в с. Пады совершались обряды «обход коляды» и «вождение лошади», не зафикисрованные в других селах Воронежской области. Обходы дворов «колядой» происходили вечером под Рождество, их участниками были ряженые женщины, а главным персонажем являлась «коляда», проверявшая количество напряденного хозяйками. Обряд «вождение лошади» относится к ритуалам проводного типа, обычно совершавшимся на границах сезонов и завершавшим праздничные периоды. Центральной фигурой обряда была специально сооружаемая лошадь, которую по окончании действия уничтожали.

Село Пады Панинского района Воронежской области основано в 1780-е годы на правом берегу р. Битюг крепостными крестьянами, переведенными сюда из Ярославской губернии. Традиционная культура этой местности обладает чертами, характерными для восточнославянской культуры в целом. Так, святочный период включал в себя типичный комплекс обрядовых действий: поздравительные обходы дворов, колядование, ряжение, гадания, приготовление обрядовой пищи, исполнение словесных и музыкально-фольклорных текстов.

В с. Пады были зафиксированы обрядовые практики архаичного происхождения, совершавшиеся на святки и не встречающиеся в других населенных пунктах Воронежской области. В этих обрядах отражаются древние мифологические представления об окружающем мире и мире сверхъестественного.

Обходы дворов колядой относятся к обходным ритуалам, приуроченным к рубежу старого и нового года. Обряд совершался вечером под Рождество в темное время суток небольшой группой женщин и девушек, главной среди которых была «коляда». Этот персонаж святочного ряжения обладал признаками сверхъестественного, потустороннего существа: лицо вымазано сажей, одежда вывернута наизнанку: «Юбку, шубу вывернут, лицо сажей намажут, платок вывернуть, усё наизнанку». Обязательным атрибутом коляды был лапоть, специально политый водой и замороженный, который она держала в руках.

Главная фигура обходов – коляда – шла впереди, ее сопровождали 5–6 ряженых девушек. Группа обходила все дома в селе с целью проверки выполнения хозяйками женских работ и количества напряденного: «Коляда захадила в дом, успрашивала, сколька ты там наделала». Хозяйка должна была показать клубки напряденного. Если пряжи было много, то коляда ее хвалила, а если мало – следовало наказание: «Калида – женщина бидовая, штоб умела гаварить и умела лаптём замароженым паддать этай тётке, какая мала работаит. Лапать замарозит, и лаптём её. Калида захадила в дом, успрашивала, сколька ты там наделала… Кто работал-та – благадарила, а какая ни работала – лаптём мароженым настибуха́ет!»

Исследователи отмечают, что хождение коляды по домам под предлогом проверки количества напряденного является редким вариантом обходных обрядов, которые совершались с узко прагматической целью. Эти обходы должны были мотивировать хозяек на выполнение домашних женских работ во время предшествующего празднику поста.

Сходные обряды известны в некоторых центральных и западных областях России (Рязанской, Калужской, Тульской, Орловской, Брянской).

Другим специфичным обрядом святочного комплекса было «вождение лошади». Точной даты проведения этого обряда не удалось установить. Согласно полученным в селе сведениям, обряд мог совершаться в любой день святок или даже несколько раз в течение святочного периода. Обязательным было проведение его в темное время суток – с вечера, нóчей.

«Вождение лошади» относится к обрядам проводного типа, обычно совершавшихся на границах сезонов и завершавших праздничные периоды. Структура обряда включает несколько этапов: изготовление зооморфного персонажа, хождение с ним по селу и его уничтожение.

В обряде участвовали только мужчины, в основном молодого возраста. Женщины могли быть только зрителями или же сопровождать процессию вместе с мужчинами.

Изготавливали лошадь непосредственно перед вождением. Голову делали из мешка, набитого соломой и одетого на палку, для хвоста также использовали солому и палку. Туловище изображали двое парней, которые укладывали на плечи жерди и накрывались полотном: «Два мужука идуть, галаву́ из саломи сделають лашáдью и хвост»; «Два мужика – накроють их веретьями, голаву пристроють. Из саломы всё делали, салому в мешок. Сзади хвост пристроють. Два, а, можа, и три чилавека – пад ниё стануть».

Водили лошадь только по улицам села, во дворы и дома не заходили. Во время шествия «лошадь» вел один из участников обряда, держа ее за повод, сделанный из веревки. Созданный персонаж должен был имитировать поведение лошади: скакать, прыгать, брыкаться, махать хвостом: «Мужики брыкаютца – вроде лошади, и падають, и падымутся, и апять брыкнутца»; «Мужик как дасть нагой, и хвост завертелся! Адин ведёть, а лошать и задом, и передо́м, брыкаетца!»

Следом за лошадью шли участники обряда, которые веселились, пели, плясали: «Когда с лошадью идуть, бабы песни играють – хто прате́жные, хто какие… Играють па сялу: хто у гармонь, хто у балалайкю».

После прохода по селу лошадь разбирали, а предметы, использовавшиеся для ее изготовления, сжигали: «Галаву с хвастом сажгуть, а мужики астались».

Магический смысл совершения данного обряда уже утрачен в сознании жителей села, обряд воспринимается как увеселение, приуроченное к празднику: «Хадили па селу, слáвили»; «Лошадь вадили па селу – проста для интереса. Проста так идуть, веселятца».

Возможно, архаичный смысл обряда был связан с символикой коня/лошади – одного из наиболее мифологизированных животных, связанных с культом плодородия. Вождение лошади должно было обеспечить хороший урожай в будущем.

В восточнославянской традиции календарные обряды вождения коня (кобылы, лошади) часто отмечало смену сезонов. В селах Воронежской области (Большая Верейка, Оськино) был зафиксирован обряд «вождение русалки» на русальской неделе. Русалку изображали в виде коня, изготавливаемого так же, как и в с. Пады. В кризисные календарные периоды лошадь могла выступать в качестве оберега, отпугивающего нечистую силу и защищающего пространство села.

Звуковое наполнение обрядов в виде магических текстов, обязательных обрядовых напевов не сохранилось. При «вождении лошади» могли звучать любые музыкальные жанры, преимущественно жизнерадостного характера. Участники обряда специально создавали также шум и громко смеялись, что имело ритуальное значение: должно было отпугивать вредоносные силы.

Уникальные сведения о бытовавших ранее в селе Пады календарных обрядах сохранились только в памяти старейших жителей. Село можно отнести к вымирающим, социальная инфраструктура здесь не развита, в селе не существует учреждений культуры.

 

Список фотографий

Главное фото – Местные жители села Пады

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2010 – Христова Г.П.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Пады.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Леонова Мария Васильевна 1935 г.р., Зарубина М.М. 1928 г.р., Племянничева Екатерина Ильинична 1927 г.р., Племянничев Пётр Григорьевич 1927 г.р.

01 «Красный угол» в доме Сучковой М.А.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2010 – Христова Г.П.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Пады.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Сучкова Матрёна Алексеевна 1912 г.р.

02 Покровский храм в селе Пады

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2010 – Христова Г.П.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Пады.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.

03 Разрушенный саманный дом в селе Пады

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2010 – Христова Г.П.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Пады.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.

04 Старейшая жительница села Пады – Сучкова М.А.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2010 – Христова Г.П.
  3. Воронежская область, Панинский район, село Пады.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Сучкова Матрёна Алексеевна 1912 г.р.
#

    Подать заявку на запись