Свадебный обряд села Истобное Репьёвского района

Автор описания: Губская Алина Альбертовна, ведущий методист отдела фольклора и ремёсел ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества и кино»

 

Село Истобное Репьёвского района Воронежской области не так известно своими песнями среди фольклористов, как многие другие знаменитые песенные сёла Воронежской области.

Историю и традиционную культуру села Истобное в начале XX века описывал в газетных и журнальных статьях известный воронежский историк, этнограф, краевед, уроженец Истобного – Фёдор Иванович Поликарпов (1882-1931). Ф.И. Поликарпов несколько работ посвятил Нижнедевицкому уезду Воронежской губернии и две статьи своему родному селу: «Бытовые черты из жизни крестьян села Истобное Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии» (1906), «Женская крестьянская одежда в с. Истобном Нижнедевицкого уезда» (1908). В первой статье приводится подробное описание свадебного обряда с текстами песен, многие из которых на сегодняшний день уже забыты исполнителями.

Первые музыкально-этнографические экспедиции сюда попали довольно поздно – в 90-е годы XX века, когда пласт традиционной культуры уже заметно истончился. Благодаря экспедициям Воронежского государственного института искусств в 1991, 2000, 2011, 2017 гг. удалось в общих чертах восстановить общий облик песенной традиции села и, в частности, свадебного обряда. По результатам экспедиций ВГИИ в 2020 году был издан сборник «Традиционная культура и песни села Истобное Репьёвского района Воронежской области» (составитель – Сагадатова А.А.). В сборнике приведено описание костюма, календарных обрядов села, подробное описание свадьбы и нотное приложение, куда вошли, в том числе, 11 свадебных песен, а также аудиоприложение на CD с экспедиционными записями. Кроме того, в сборник вошли две вышеназванные статьи Ф.И. Поликарпова.

Точная дата основания села Истобное неизвестна. Предположительно, оно было основано в конце первой половины XVII века, а точнее в период между 1645–1650 годами. Таким образом, Истобное, вероятно, является одним из самых старейших сёл Репьёвского района. Первоначально село называлось Стебёнки, и насчёт происхождения названия существует несколько версий. По одной – название восходит к слову «стебать», что значит «бить, избивать». Крепостных крестьян села могли называть «истёбанными», т.е. избитыми своим помещиком. По другой версии – жители соседних сёл говорили про стебёнцев, что во время драки они «шибко стебáются», т.е. грубо дерутся. По третьей версии название происходит от слова «истоплый», что в словаре Даля означает «затонувший, утоплый, потоплый». Возможно, в этих местах весной было подтопление земель, и со временем слово «истоплый» трансформировалось в «истобный».

По предположению Ф.И. Поликарпова село заселялось выходцами из рязанских земель, где есть более древние поселения с названием Истобное, а также из Ельца, Задонска, Землянска и других мест.

Порядок местной свадьбы типичен для южнорусской традиции, но имеет свои локальные особенности. Свадебные действия начинались с многоэтапного сватовства: договор о сватовстве – сватýшки (сватовство) – осмотр женихова подворья – пропивýшки (пропой). Такая терминология также бытует в хохольско-нижнедевицкой зоне Воронежского региона (зона выделена Г.Я. Сысоевой в монографии «Песенный стиль Воронежско-белгородского пограничья», 2011 г.). После окончательного договора о свадьбе начинались предсвадебные приготовления, накануне свадьбы подруги собирались на девишник, затем – само свадебное гуляние, которое длилось три дня. Завершался свадебный обряд послесвадебными застольями у родственников жениха и невесты.

Девочек отдавали замуж достаточно рано: «Раньше с чатырнадцати гадов, с пятнадцати. Старше уже никто не сидел. Семнадцатый год, ‘осемнадцатый – нет, эта самы стараи» (Шабанова Н.Д.). Если младшая сестра выходила замуж раньше старшей, то в селе это осуждали. Также не приветствовалось брать невесту из других сёл или другой национальности, в редких случаях могли взять хохлушку. Жениха и невесту старались выбрать побогаче: «Как узнали – багатая нявеста или жаних, так и атдавали. А узнають: “А, эта багатаяˮ, и идуть. Лишь бы сватóвке панравиться и всё. Ани [жених с невестой] тада ни хадили.» (Шабанова Н.Д.).

Свадьбы играли осенью, в зимний мясоед или на Красную горку, в пост никогда не играли. Назначали день – субботу или воскресенье.

Перед тем, как посвататься, родители жениха приходили в дом невесты, чтобы назначить день самого сватовства. На сватовство – сватýшки – уже шли несколько человек: родители жениха, крёстная или тётка: «Свататься ходють па-разнаму. Берут кого-нибудь из сваих либо хрёснаю, или какую тётку роднаю, идуть человека три. Нясуть ани бутылачкю и закусачки» (Ступникова А.М.). Так как жениха с собой на сватовство не брали, приносили с собой шапку, надетую на палку, как символ жениха. Это называлось «шапку кинуть»: «Пришли сватаца, жаниха не привяли. Шапка харошия – значит багатый жаних» (Гришина П.А.). По шапке определяли, хороший ли жених: «Пришли с шапкой, а жениха там нету, на работе – каров угнал стеречь. Вот глядите. А он дурнищай, плахой. Ани на шапку паглядел – шапка харошая, новая, багатая. И сагласяться. А патом тада, када прапьють яе, тада уж не аткажуцца» (Золотухина Н.И.).

Когда сваты заходили в дом, они не могли перейти матицу до того, пока их не пригласят войти. Разговор начинался в символической форме: «Пастучать, зайдуть: –  “Можна?ˮ – “Можнаˮ. Зашли, паразгаваривають. – “Хто тялушачкю прадаваить?ˮ – “Мы тялушачкю правадаваимˮ. Пасодють их, ани сядуть на лавки, на примосты» (Семёнова Е.К.). Если сватам хотели отказать, то говорили: «ишо малада, нехай падрастёт». Здесь же могли спросить невесту, согласна ли она выйти замуж, и ей нельзя было отказаться.

В знак согласия на сватовстве устраивали небольшое застолье. В доме невесты пекли «катышки» – оладьи, блинцы. Сваты также должны были принести с собой что-то из угощений. За столом также происходило общее богомолье.

После сватовства в тот же день невестина родня шла смотреть женихово подворье. Если жених оказывался бедный, могли сразу же отказать.

На сватовстве назначали день пропоя – пропивýшки – через неделю-две. На пропой в доме невесты собирались близкие родственники с обеих сторон. Сваты опять приносили с собой угощения для стола. В этот момент между семьями обсуждалась дата свадьбы, обязательства сторон, количество подарков, которые необходимо подготовить на всех родственников. После пропоя отказаться от свадьбы уже было нельзя.

Затем начиналась активная предсвадебная подготовка. Невеста готовила приданое, в этом ей помогали подруги, которые приходили каждый вечер: «Да свадьбы падруги нявесты шьють, вышивають – палатенцы, скатертя рашшитаи, рубахи [жениху], паликá эти вышивали» (Семёнова Е.К.).

В последний вечер перед свадьбой девушки также собирались у невесты, сюда приезжала женихова родня, чтобы выкупить рубаху для жениха. Вместе с рубахой выкупали приданое невесты: «Накладають пад самый паталок эта прúданае. Там и пярины, и матрасы, усё на свете жениху пакупають: штаны, падштанники, наски, платочек, рубаху, майкю. За сталом девки сидят, ани всё вышивали. А тут пастели да самага паталка. Приходють к ним жениховы эти гости, выкупають. Ну, и таргуют: “Сколькя стоит?ˮ Скольки ани просють, столька атдавають. Ну, тада паужинають, забирають узлы и вязуть пастилать к жениху. Эта уже ночь, пад свадьбу. Привозют, у няго уже койкя свабодная, разобраная. Стелють, и ишо как паужинають, как дадут там «гацакá» (Ступникова А.М.). Приданое невесты – сундук могли выкупать рано утром свадебного дня.

Свадебный день в доме жениха начинался со сборов свадебного поезда. И жениха, и невесту отдельно в своих домах благословляли родители: «Растилают шубу, паклоны кладут, радители благаславляют сваих детей, а дети на калени садились, прасили пращения у радителей. Хлебам-солью [благословляют] и икону держуть. Мать падходит – он [жених] иконачку целует, и отец падходит – он тоже целует. Шубу расстилают  – штоб багата жили» (Маслова А.А.).

До приезда жениха девки чесали невесте косу, заплетали и накрывали платком. При этом пелись обрядовые песни: «В садике зелёном кукушечка кукует» и др. Если невеста была сирота, ей пели специальную сиротскую песню: «Нявеста вставаеть, и начинають абыгрывать. А если сирота, то как-то так: “Гробовая досточка развалися, родимая мамушка падымисяˮ» (Ступникова А.М.).

В ожидании жениха невеста сидела за столом, а девушки окружали её с двух сторон. Жених должен был выкупить невесту: «На каждый угал [стола] наливали стакан, и ани далжны были каждый угал выкупить. И тада уже невесту выкупали» (Маслова А.А.). Девки сидят, ожидая откупа, пока не выкупят невесту: «Серёжки насили, сниски, мыльца, адекалон, зерклачкю, ну, и бутылку водки» (Семёнова Е.К.). «Кагда невесту прадавали, сидела толька маладёжь за сталом, старики все на улице, кто в каридоре, сидели, слушали. На стале ставили икону, каравай, канфеты. А бутылку держали в руках на падносах, туда лажили деньги» (Маслова А.А.).

По окончании выкупа жениха с невестой обводили вокруг стола с перевязанными рушником руками, и их благословляли родители невесты: «Абязательна расстилали шубу. Икону сымали, на каленки садились и прашшалися» (Семёнова Е.К.).

К венцу жених с невестой ехали вместе: «Жениха и невесту вместе посодють и хрёснаю мать. Щас дружок да и падружка. А раньше хрёсный и хрёсная» (Семёнова Е.К.). Когда ехали в церковь, пели песню «Повозник кудрявый».

В Истобном, как и в хохольско-нижнедевицкой зоне, бытовала свадьба «на два стола». После венчания (или торжественной регистрации брака в советское время) жених и невеста разъезжались по своим домам, и обряд повивания происходил в доме невесты: «Пряма па дамам развязуть жениха и нявесту ат вянца. Нявесту привязуть, убяруть у шлычкю и вязуть к жениху, тама и абедають» (Гришина П.А.).

Когда невесту повили, за ней приезжал жених и вёз к себе в дом, где их встречали его родители: «Выходют радители, держут каравай на палатенце, на каравае салоначка соли. Вот ани апять благаславляют, пращения просят, и патом мать ведёт их в дом. Разметают им дарогу и заводят» (Маслова А.А.).

Затем начиналось свадебное застолье в доме жениха. Перед тем, как сесть за стол, дружка жениха обводил молодых три раза вокруг стола. Жених с невестой сидели за столом вместе под образами: «Па адну сторану сажают жениховых, па другую – невестиных. Если пабеднее или места мала, сначала сажали невестиных, ту сторану атпотчевали, тада уже сваих сажали» (Маслова А.А.).

Во время обеда начинались дары – невеста должна была одарить всех близких родственников жениха: свёкра и свекровь, крёстных, золовок, тёток и др. Женихова родня должна была что-то отдарить невесте в ответ. При этом каждому родственнику подавали рюмку водки.

Когда все сидели за столом, молодых заставляли целоваться: «Кагда нявеста сидит с женихом за сталом, и эти [гости] вот: “Давай, нявеста штоб с жанихом пацеловалисьˮ. Деньги клали, кусочик хлебца на стаканчик, и гаваря: “Вот, глянь, горькя, горькя! Я бы выпила, а ня выпью, глянь, закрыт стаканчик! Пажалуста, аслабанú стаканчик, я выпью!ˮ Ани тагда пацалуются, я кусочек хлебца кладу, стаканчик я выпила. Я прагаварила, там ишо какая-та затеила, там ишо, и вот без канца, день целай их мучиють маладых» (Шабанова Н.Д.).

Девки тоже присутствовали на свадьбе, но их за стол не сажали. Они обыгрывали каждого гостя величальными песнями. За это им подавали стакан водки, с монетами на дне, который обязательно нужно было выпить.

После гуляния у жениха свадьба перемещалась в дом невесты: «Атгуляли у жаниха, атплясали, садятся и паехали. Жаних катается с нявестаю, а жениховы гости едуть к нявесте. Там садятся и атмечають» (Золотухина Н.И.). В доме невесты за столом уже сидели девки и «тёрли табак»: «Девки приезжають уперёд, захватывають стол и садятся, весёлку бяруть и чиряпушку. У чиряпушку сыплють табак, труть яго, и пають: “Как у наших у варот у широкихˮ. А те, хто приехал выкупать невесту, им гаварять: “Девки давайтя, вылезайтя, мы вам канхветикав принясли, мы вам и па сто грамм увальемˮ. Начинають па сто грамм уливать, а девки труть табак. “На, панюхай табачкю!ˮ Ани панюхають: “Тьфу! Ох, крепак табак!ˮ Апять песни пають. Вот эта идуть игрища» (Золотухина Н.И.).

В конце первого дня свадьбы молодые переезжали в дом жениха, а все гости расходились по домам.

Второй день свадьбы назывался «жирный обед». Утром в доме невесты собирались родственники: «Нявестины гости утром папришли, трошечки закусили, ахмялилися. Убираюца, и пашли нявесту искать к жениху. Челавек пять-десять сабираюца. Вот ани увабрались у чём толькя есть: и медицинскай у белам халате, и с ружьями, с вéдрами, кохты, лапти, чýники. И идуть. Встревается хто, ани с водкай идуть – угашшають. Вот я встрелась, ани пряма гартают мине: “Бабушка, бабушка, мы тебе пагадаем. Иде нявеста наша, скажи?ˮ – “Идитя, девки, ишшитя там, дома небось сидитˮ. Её схаронють, а ани придуть и па паталкам лазють, и па гародам, и через забор лезуть, варвутся у дом» (Семёнова Е.К.). Ряженые обычно приносили с собой курицу в качестве символа невесты. Курицу воровали в доме невесты и обязательно наряжали: «На голову красные банты сделают из ленты. У жениха её аставляли. Не резали, а проста у курник пустют, и всё» (Семёнова Е.К.). Когда прятали невесту, могли вместо неё посадить другую девушку, а невесту одеть в простую одежду. После того, как невесту нашли, все гости садились за стол.

На второй день в Истобном проводили обряд «распивание калинки»: на праздничный стол обязательно ставили бутылку с веточками калины: «Распивали калинушку – «жирнай абед» эта называли. Вот такая бутыль стеклянная, поллитра, и задета калиной. Калинушку распивали – песни ей пели» (Кривцова Н.М.). Обряд «калинка» символизирует собой потерю девственности невесты, и то, что невеста оказалась честной. Этот обряд свидетельствует о влиянии украинской традиции, так как рядом с Истобным находятся сёла с украинским населением.

Окончанием свадьбы служил момент, когда на стол выносили кашу – последнее завершающее блюдо. Здесь же могли петь песню «Ох, вы, кумушки, домой».

На третий день свадьбы в Истобном не проводились специальные обряды. Близкие родственники жениха и невесты собирались отдельно в каждом доме.

Свадебный обряд завершался послесвадебным обычаем, когда молодых по очереди к себе в гости приглашали родственники по воскресеньям и праздникам.

Большую роль в свадебном обряде играли песни. На сегодняшний день зафиксировано 9 свадебных песен и 2 причитания. Многие из них уже не исполнялись в быту на момент записи. Но даже при таком небольшом количестве образцов, можно определить, что свадебные песни села Истобное свидетельствуют о принадлежности традиции к хохольско-нижнедевицкой зоне. Эта традиция отличается, в первую очередь, тем, что здесь обряды расплетания косы невесте и повивания происходят под песню «В садике зелёном кукушечка кукует», в то время как в воронежско-белгородском пограничье в этот момент звучит «Затрубили трубушки». Кроме того, в Истобном бытуют и другие песни, распространённые в хохольско-нижнедевицкой зоне: «Бел заюшка-горностаюшка», «Богач-богачина».

Что касается распределения свадебных песен в ходе свадебных действий, чаще всего песни имеют точечную прикреплённость к обрядам: на расплетание косы («В садике зелёном кукушечка кукует»), проводы невесты из дома («Повозник кудрявый»), довенечные причитания невесты («Вставайте, мои любимые подружки», «Ох, родная ты, моя мамушка»), величальные песни («Богач-богачина», «Да было в нашем садике»). Другие песни, как и везде на южнорусской территории, имеют подвижную прикреплённость и могут исполняться в разные моменты свадьбы.

Другая особенность традиции – малое число свадебных песен с «алилёшным» рефреном, характерным для свадебных песен ареала воронежско-белгородского пограничья. Было зафиксировано всего лишь 3 сюжета: «В садике зелёном кукушечка кукует», «На дворе-то дождь сильно поливает», «Как у наших у ворот синее море разливалось».

Обычаи и обряды традиционной свадьбы села Истобное сегодня уже разрушены, но люди старшего поколения помнят, как проходила свадьба, со слов родителей или по воспоминаниям из детства.

 

Представленные аудиозаписи

01 «Ох, родная ты, моя матушка» – свадебное причитание невесты-сироты

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2011 – Христова Г.П., Литвиненко Д., Щербачёва Т., Иванова О.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Золотухина Надежда Ивановна 1918 г.р.

02 «В садике зелёном» – свадебная песня, исполнялась при сборе невесты

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1991 – Сысоева Г.Я., Галюк В.В.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я., Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Гришина Прасковья Алексеевна 1913 г.р., Подосинникова Ксения Ильинична 1918 г.р., Уколова Екатерина Ильинична 1925 г.р.

03 «Бел заюшка-горностаюшка» – свадебная песня, исполнялась, когда жених забирал невесту

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1991 – Сысоева Г.Я., Галюк В.В.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я., Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Гришина Прасковья Алексеевна 1913 г.р., Подосинникова Ксения Ильинична 1918 г.р., Уколова Екатерина Ильинична 1925 г.р.

04 «На дворе-то дождь» – свадебная величальная песня молодым

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1991 – Сысоева Г.Я., Галюк В.В.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я., Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Гришина Прасковья Алексеевна 1913 г.р.

05 «Богач-богачина» – свадебная величальная песня свату или дружке

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2000 – Анисимова М., Лагудочкина И.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Ступникова Анна Максимовна 1926 г.р., Конобеевских Мария Егоровна 1940 г.р.

06 «Повозник кудрявый» – свадебная песня, исполнялась при отъезде жениха и невесты к венцу

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1991 – Сысоева Г.Я., Галюк В.В.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я., Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Золотухина Надежда Ивановна 1918 г.р., Анисимова Анна Васильевна 1920 г.р., Голубцова Мария Дмитриевна 1915 г.р.

07 «Под лесом, под лесочком» – свадебная песня, исполнялась при катании молодых в первый день свадьбы

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1991 – Сысоева Г.Я., Галюк В.В.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я., Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Гришина Прасковья Алексеевна 1913 г.р., Подосинникова Ксения Ильинична 1918 г.р., Уколова Екатерина Ильинична 1925 г.р.

08 «Как у наших у ворот» – свадебная песня, исполнялась в первый день свадьбы, когда «трут табак»

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1991 – Сысоева Г.Я., Галюк В.В.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я., Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Золотухина Надежда Ивановна 1918 г.р., Анисимова Анна Васильевна 1920 г.р., Голубцова Мария Дмитриевна 1915 г.р.

09 «На покосе сено косят» – свадебная песня

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2011 – Христова Г.П., Литвиненко Д., Щербачёва Т., Иванова О.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
  5. Золотухина Надежда Ивановна 1918 г.р., Сапронова Прасковья Тимофеевна 1933 г.р., Недоноскова Зинаида Фёдоровна 1934 г.р., Ступникова Зинаида Петровна 1946 г.р.

 

Список фотографий

Главное фото – Информанты села Истобное. Фото Сагадатовой А.А., 2017

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств.
  2. 2017 – Токмакова О.С., Сагадатова А.А., Миловкина М., Мальцева М., Перевозчикова К., Галанова Д.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦФЭ к отчету 327.
  5. Слева направо: Путрина Валентина Степановна 1944 г.р., Болдырева Валентина Васильевна 1962 г.р., Асеев Василий Игнатьевич 1941 г.р., Боженов Василий Михайлович 1947 г.р.

01 Женский костюм села Истобное из коллекции Сельского Дома культуры (вид спереди). Фото Сагадатовой А.А., 2017

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств.
  2. 2017 – Токмакова О.С., Сагадатова А.А., Миловкина М., Мальцева М., Перевозчикова К., Галанова Д.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦФЭ к отчету 327.

02 Женский костюм села Истобное из коллекции Сельского Дома культуры (вид сзади). Фото Сагадатовой А.А., 2017

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств.
  2. 2017 – Токмакова О.С., Сагадатова А.А., Миловкина М., Мальцева М., Перевозчикова К., Галанова Д.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦФЭ к отчету 327.

03 Информанты села Истобное. Фото Сагадатовой А.А., 2017

  1. Экспедиция кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств.
  2. 2017 – Токмакова О.С., Сагадатова А.А., Миловкина М., Мальцева М., Перевозчикова К., Галанова Д.
  3. Воронежская область, Репьёвский район, село Истобное.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. ЦФЭ к отчету 327.
  5. Слева направо: Маслова Анастасия Афанасьевна 1929 г.р., Ряжских Валентина Григорьевна 1942 г.р.

04 Жители Истобного в повседневной одежде

  1. Фотокопия иллюстрации к статье Ф.И. Поликарпова «Женская крестьянская одежда в с. Истобном Нижнедевицкого уезда», 1908 г.
  2. 2018 – Сагадатова А.А.
  3. г. Воронеж.
  4. ГБУК ВО «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина».

05 Женщина в праздничном костюме села Истобное

  1. Фотокопия иллюстрации к статье Ф.И. Поликарпова «Женская крестьянская одежда в с. Истобном Нижнедевицкого уезда», 1908 г.
  2. 2018 – Сагадатова А.А.
  3. г. Воронеж.
  4. ГБУК ВО «Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина».
#

    Подать заявку на запись