Свадебный обряд села Татарино Каменского района
Автор описания: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.
Сценарий свадьбы в селе Татарино Каменского района Воронежской области типичен для южнорусской территории в целом, однако некоторые его особенности характерны для локальной традиции воронежско-белгородского пограничья (междуречье правых притоков Дона – Потудани и Тихой Сосны).
Свадебный ритуал включает в себя: многоэтапное сватовство (сговор – осмотр женихова подворья – пропой); подготовительный этап (шитье приданного); девичник; обряды свадебного дня (посад молодой – выкуп невесты – благословение невесты – отъезд к венцу – венчание – катание новобрачных по селу – встреча молодых у дома жениха – совместный посад молодых – повивание – свадебное застолье в доме жениха – дары – постельные обряды); обряды второго дня (позывание жениховой родни в дом невесты – гуляние в доме невесты – заключительный стол в доме жениха); послесвадебные застолья в домах родственников молодоженов.
Традиционно по полному чину невесту сватали в три этапа. Первый раз засылали свашек на дознание (то есть узнать, можно ли засылать сватов), второй раз уже шли родные жениха – дядька (брат отца), старший брат, отец, мать или тетка. Жениха с собой не брали. Войдя в дом, не переступали матицу, пока хозяева не пригласят присесть. Говорили в иносказательной форме («ищем заблудшую ярочку…», «у нас есть купец, у вас – товар» и т.п.). Даже если предстоящий брак был желанным, не принято было соглашаться сразу. Говорили: «Мы подумаем». За ответом приходили через несколько дней. Если хотели отказать, то делали это сразу: «Невеста молода, годами не вышла». Третий приход сватов (заключительное сватовство) заканчивался богомольем. Сваты приносили с собой полуштоф водки, курицу, хлеб на полотенце. Призывали невесту и официально спрашивали её согласия. Знаком принятия предложения служило разрезание хлеба и разламывание невестой курицы. Она раздавала крылышки сестрам жениха, ножки – деверьям, голову – батюшке (отцу жениха), гузочку – матушке (матери жениха).
После сватовства устраивали сговор. В старину сговор или договор проходил в доме невесты, куда приглашали самых близких родственников для обсуждения сроков свадьбы, а также обязательств, которые брали на себя стороны. Например, невесте выговаривали шубу и валенки, а для жениха невеста обязательно должна была приготовить венчальную одежду и нижнее бельё («чтобы свадьба не была беспортóчной»). Нередко в сокращенном сценарии сговор соединялся с заключительным сватовством (богомольем). Договорившись, все участники сговора выходили на улицу и оповещали село о предстоящей свадьбе специальной песней «Ой, из поля, из чистого рой летит».
С этой же песней шли осматривать женихово подворье (двор глядеть). Двор глядеть шли самые близкие родственники невесты, в доме жениха они обмеряли двери и окна для того, чтобы невеста могла пошить новые занавески и развесить их в день свадьбы. После чего гостей сажали за стол и угощали. Это действие уже в начале ХХ века утратило свое первоначальное предназначение.
Следующий этап свадьбы – пропой, на который в дом невесты съезжались все близкие родственники. Здесь же сводили жениха и невесту, испрашивали у них взаимного согласия на брак. После пропоя отказ от свадьбы был невозможен. С пропоя начинали петь свадебные песни – обыгрывать молодых: «У нас во тереме под оконушком», «А кто у нас бел да румён», «Ой, новое кленовое колесо» и др.
Накануне свадьбы и в доме жениха, и в доме невесты выпекали свадебные караваи, которые в венчальный день делили на застольях в обоих домах.
Девишник устраивали накануне венчального дня, чаще всего в соседнем доме, куда приходили подруги с песней «Вот шли девки по улице гульбою». Невеста сидела за столом в горючем (то есть в траурной одежде), подчеркивая тем самым, что прощается со своим девичеством, подругами. Она надевала белую невышитую рубаху, поверх неё – темную казинетовую куфайку (вид распашной наплечной одежды), темный платок. На стол ставили ветку сосны, которая являлась символом невесты. В этот вечер звучали прощальные песни: «Прилетела к нам голубка», «Сосна моя, сосенка» (сироте), «Сборный, сборный день суббота», «Стружачки играют».
Подруги оставались с невестой на всю ночь. Утром свадебного дня в том же доме, где проходил девичник, они продолжали петь прощальные песни, расплетали и чесали невесте косу. Ее мать приносила девкам пампушки (которые являются также и поминальным блюдом). Затем невесту вели в родной дом прощаться. Невеста кричала (то есть голосила), просила у матери прощения и благословения, после чего её переодевали к венцу и сажали на посад – за стол на шубу. Рядом с нею усаживались также девушки и женщины, ожидая приезда свадебного поезда жениха. На стол ставили горшок с табаком, куда помещали пестик (символ жениха), которым толкли табак, пока не приедет жених. В это время исполняли песни «Тру, тру травушку – желтый цвет», «По двору, по двору», «Ты дуброва, дубровушка».
Приехавшие свашки и дружки жениха должны были выкупить стол, место рядом с невестой, саму невесту и её косу, и посадить рядом с молодой жениха. Всех поезжан угощали. Перед благословением невесты все выходили из комнаты. Мать благословляла ее иконой Богородицы, отец – хлебом- солью, а невеста причитала «Прости и благослови меня, родная матушка». Когда невеста выходила из дома, мать разметала перед ней дорогу веником – от сглаза и нечистой силы. Невесту провожали со двора песней «Повозник кудрявый». После отъезда молодых мать невесты разрезала каравай и раздавала оставшимся в доме подругам.
После венчания сразу за церковной оградой молодых величали песней «Стояли попы на Йордане». Потом новобрачных обязательно катали по селу на конях с песней «Там во поле огни горят усе терновые», чтобы оповестить всех жителей о свадьбе и рождении новой семьи. К дому жениха подъезжали с восточной стороны. У крыльца поезжане трижды выкликали мать жениха специальной песней: «Выйди, мамушка, из хаты». Этот обычай сохраняется и в современной свадьбе. После выхода матери и поздравления свашки молодых заводили в дом, усаживали за стол и просили у всех присутствующих благословения молодых повить.
Центральный момент свадьбы – обряд повивания, заключающийся в смене девичьего головного убора невесты на женский. Его совершали свашки и светилки (девушки из рода жениха) под специальные песни: «Затрубили трубушки рано по заре», «Чем покрыть Натальюшку», «Дайте, дайте ивело – белое покрывело», «Дайте, дайте ивело – красное покрывело». Молодых от сглаза отгораживали светилки растянутой дымкой (кисейным покрывалом, которым были закрыты волосы невесты во время венчания), в углы которой закручивали зажженные свечи. Невесту в это время покрывали по-бабьи: повязывали белым платком (повязальником), затем – красным платком. В старину невесте надевали женский головной убор сороку, однако ещев начале ХХ века он вышел из употребления. По окончании обряда повивания свашки становились на лавки и выпрашивали вознаграждение, после чего светилки тушили свечи, целовались и открывали молодых на всеобщее обозрение. В завершение ритуала свашки плясали на лавках под свадебные припевки: «Вот так мы повили, как сами схотели».
После обряда повивания начинался свадебный обед, на котором молодые не присутствовали. Их кормили отдельно в чулане и выводили лишь на дары. Невеста одаривала женихову родню рубахами, холстами, вышитыми утирками и получала отдарки. Каждому гостю подносили рюмку и давали кусок свадебного каравая жениха. Вдоль стен стояли незваные девки и бабы, которые величали гостей песнями, за что получали вознаграждение мелкими деньгами.
Постель молодым устраивали в отдельном помещении, чаще всего – в клети (небольшой надворной постройке, стены которой плели из веток, облепливали саманом – глиной, смешанной с соломой, и белили мелом). До прихода молодых постель грели – укладывали в нее хорошо живущих супругов.
На второй день у двери молодых били глиняные горшки в знак дефлорации молодой и плясали на черепках. В дом жениха приходили позывальщики (посланцы от невестиной родни) и приглашали на обед к родителям невесты. В их дом ряженые участники свадьбы шли по селу с песнями. Перед застольем молодой должен был поблагодарить родителей невесты за дочь. В этот день новобрачные сидели за столом как равноправные члены общины.
Третий день свадьбы гуляли в доме жениха небольшим кругом самых близких родственников, но по сокращенному чину могли на третий день и не собираться.
В течение недели после свадьбы молодых брали в гости, то есть приглашали к себе близкие родственники.
В современной свадьбе сохраняются лишь некоторые элементы традиционного сценария: сватовство, благословение невесты, ритуальный вызов матери жениха для встречи молодых, совместный посад молодых в доме жениха, деление каравая, дары. Что касается музыкального оформления обряда, то в настоящее время оно практически утрачено.
Представленные аудиозаписи
01 Благословение невесты – репортаж
- Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
- 2011 – Половнева Н., Тихонова М.
- Воронежская область, Верхнемамонский район, село Верхний Мамон.
- Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
- Болдырева Анна Алексеевна 1930 г.р.
02 Вызов матери жениха – репортаж
- Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
- 2011 – Половнева Н., Тихонова М.
- Воронежская область, Верхнемамонский район, село Верхний Мамон.
- Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
- Болдырева Анна Алексеевна 1930 г.р.
03 А кто у нас бел да румен – свадебная величальная песня холостому парню села Татарино
- Стационарная запись Воронежского государственного института искусств.
- 2012 – Молчанова Т.И. (руководитель), Усков Ю. (звукооператор).
- Воронежская область, город Воронеж.
- Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.
Список фотографий
Главное фото – Фольклорный ансамбль села Татарино
- Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
- 1998 – Сысоева Г.Я.
- Воронежская область, Каменский район, село Татарино.
- Личный архив Сысоевой Г.Я.
01 Старейшие участники ансамбля села Татарино
- –
- 1978 г.
- Воронежская область, Каменский район, село Татарино.
- Личный архив Сысоевой Г.Я.
02 60-летие ансамбля «Калинушка» села Татарино
- Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
- 2012 – Сысоева Г.Я.
- Воронежская область, Каменский район, село Татарино.
- Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фотопапка 2012/10.
03 Болдырева А.А. – руководитель ансамбля села Татарино
- Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
- 1998 – Сысоева Г.Я.
- Воронежская область, Каменский район, село Татарино.
- Личный архив Сысоевой Г.Я.
- Болдырева Анна Алексеевна 1930 г.р.
04 Болдырева А.А.
- Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
- 2012 – Сысоева Г.Я.
- Воронежская область, Каменский район, село Татарино.
- Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фотопапка 2012/10.