Технология черноузорной вышивки воронежско-белгородского пограничья

Технология черноузорной вышивки

Автор: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.

Ареал распространения: русские села в междуречье Тихой Сосны и Потудани – правых притоков Дона. По административной принадлежности – это восточные районы Белгородской области (Алексеевский, Красногвардейский, Красненский, и прилегающие к ним села Новоосколького и Старооскольского районов) и западные районы Воронежской области (Острогожский, частично – Репьевский, Каменский).

Рубаха с черным узором – так называют традиционную белую вышитую женскую и мужскую рубаху в воронежско-белгородскоми пограничье. Её главный отличительный признак – вышитые черные геометрические орнаменты на рукавах и плечевых вставках – поликах.

Крой мужской, женской и детской рубах был одинаков: с прямыми поликами — плечевыми прямоугольными вставками, пришитыми к стану и рукавам по основе. Белые рубахи с черной вышивкой носили в будние и праздничные дни и мужчины, и женщины — с поневой или с полосатой юбкой, с красной клетчатой юбкой, девушки с сарафаном или юбкой. Вышивальщицы располагали орнаменты на оплечьях (часть – на полике, а часть – на рукаве), вокруг прорези от шеи до груди, на воротнике-стойке, а также по подолу рубахи, если она была длинная (додольная). Боковые швы, соединяющие полика и стан, также полностью закрывались вышивкой.

Рубахи, прежде всего, подчеркивали возраст того, кто ее носил.

Наиболее ярко украшались праздничные рубахи молодух – молодых замужних женщин, поскольку вышивка выполняла обереговую функцию, и обереги женщины-матери служили защитой для всей её семьи. Вышивка детских, старушечьих а также будничных рубах была намного скромнее. Женщины пожилого возраста носили рубахи, имеющие не черную, а почти невидимую белую вышивку, или не украшали рубах вовсе.

Для вышивки подходила ткань с простым полотняным переплетением. Холст ткали из конопляных нитей – конопú. Практически в каждой крестьянской семье для домашних нужд выращивали коноплю, её обработка – трудоёмкий и сложный технологический процесс. В начале лета девушки заготавливали дёрганец – вырывали рано зацветающие женские особи конопли, из которых получались более тонкие и ровные нити. Остальные растения собирали осенью (их называли мочéнец), нитки из моченца выходили более грубыми и шли на подстилки, мешки, веревки. Осенью и зимой женщины и девушки пряли, ткали, а натканные за зиму холсты весной – до Троицы – отбеливали, или, как говорят в народе – белили. Коноплю сеяли и обрабатывали до 40-х годов ХХ века.

Помимо конопляных нитей использовали для домашнего ткачества покупные хлопчатобумажные и льняные нитки, из которых холст получался особенно тонким и ровным, его называли торговым, соответственно и рубахи их такого холста – торговыми.

Для вышивки использовали фабричные тонкие шерстяные нитки – шлёнку, либо хлопчатобумажные нити (хотя они от стирки теряли цвет, приобретая серый или зеленоватый оттенок). Вышивка из шерсти домашнего приготовления встречается редко, потому что со временем такие нитки распушивались, ворсинки закрывали пробелы, и узор становился почти неразличимым.

Техника исполнения вышивки – односторонняя или лицевая счетная гладь. О такой вышивке в селах говорят: вышивали по счёту. Стежки узора располагались вертикально (вдоль основы), строго параллельно, каждый новый ряд — со сдвигом на одну нить. Вышивали в пяльцах вперед иголкой и считали: на столько-то нитей (или переплетений) иголку потопляешь, а через столько-то падымаешь.

Композиция расположения вышивки, как и другие элементы декорирования костюма, указывала и на степень праздничности, и на местные традиции. Вышивка представляла собой многоярусную композицию. В отличие, например, от украинской или западнорусской вышивки, в воронежско-белгородском пограничье вышивка всегда симметрична относительно центра (верх/низ; правая часть/левая часть). Исключение составляют рубахи с красными (кумачными) сатиновыми или ситцевыми поликами, где вышивка располагалась только на рукаве (половина композиции).

По композиции можно выделить 5 типов рубах: 1) с ремнем или с узором 2) рукава-полика; 3) с ферботами; 4) с ляховками; 5) кумачными поликами (мужские не встречаются).

Рубахи «с ремнем» или «с узором» – самые праздничные и предназначены для особых случаев: свадьбы, двунадесятых или «годовых» праздников. Ремнем называют центральный узор, а по обеим сторонам центрального узора — вверх (к горловине) и вниз (к запястью) – располагаются подузорники. Завершается композиция сверху и снизу окончаниями – лапами. Каждый элемент вышивки имеет свое название, которые в основном совпадают в большинстве сел.

Вышивка женских и мужских рубах отличается только окончаниями – лапами. Мужские окончания всегда скромные – это бордюр из мужичков и бабочек, а женские изображают символы растительного мира: побеги, колоски, веточки (народные названия – лапы, зубчики, гребенки), шишки (народное название – шишечки, пупышки, бобы). Таким образом, на мужских рубахах изображается идея соединения мужского и женского начал, а на женских – идея рождения нового урожая.

В основе центральных узоров — изображение различных ромбообразных фигур, основная из которых – репей (общерусское название) или арепóй (местное название) в виде двойного и тройного косого креста. Ромб-репей в русской традиционной культуре символизирует идею плодовитости, обновления, а если он с лучиками, то одновременно является и солярным знаком, то есть символом солнца. Знак солнца изображался на рубахах с золотым ремнем. Индоевропейский знак движущегося солнца (свастика) широко распространен в русской традиционной культуре и в качестве орнамента вышивки и в качестве деревянного резного знака, украшающего крестьянские дома.

В некоторых селах (например, Нижней Покровке Красногвардейского района Белгородской области) в качестве особо праздничной вышивки закрепилась композиция рукава-полика, состоящая из двух узоров без подузорников. На менее праздничных рубахах центральный узор заменяли ферботы – кружевные вставки, сплетенные на коклюшках. Они также изображали различные ромбические фигуры. Рубаха с ляховками – разновидность рубахи с ферботами. Ляховками называли узкие вставки кружевных полос. Рубахи с кумачными (красными) поликами имеют невысокий статус праздничности, фиксируются в селах Красненского района Белгородской области и Острогожском районе Воронежской области.

Список фотографий

Главное фото – Фольклорный ансамбль с. Нижняя Покровка Белгородской обл. в традиционных костюмах. Фото Сысоевой Г.Я. 2002.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2002 – Сысоева Г.Я.
  3. Белгородская область, Красногвардейский район, село Нижняя Покровка
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Отчет № 144; Личный архив Сысоевой Г.Я.

01 Вышивка на рукаве женской рубахи с узором «двойной шлях» с. Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области. Фото Сысоевой Г.Я., 2002

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств
  2. 2002 – Сысоева Г.Я., Крысанов В.В., Колесникова Е.В., Глинская Е.В.
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Афанасьевка.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчет 146; Личный архив Г.Я. Сысоевой.

02 Старушечья рубаха с. Боровое Новооскольского района Белгородской области. Фото Сысоевой Г.Я., 2015.

  1. Богучарский частный музей традиционного костюма и кукол.
  2. 2015 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, город Богучар.
  4. Богучарский частный музей традиционного костюма и кукол. Инв. № 307. Приобретена в 2004 году Сысоевой Г.Я. в с. Боровое Новооскольского района Белгородской области.

03 Рукав рубахи «с золотым ремнем» с. Афанасьевка Алексеевского района Белгородской обл. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств
  2. 2015 – Сысоева Г.Я., Самотягина А.А., Саввина О.В., Козько Е.В.
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Афанасьевка.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчет 312; Личный архив Г.Я. Сысоевой

04 Участники фольклорного ансамбля с. Иловка Алексеевского района Белгородской области в традиционных рубахах «с ляховками». Фото Г.Я. Сысоевой, 2012.

  1. Снято в клубе перед концертом 16.09 2012 г.
  2. 2012 – Сысоева Г.Я.
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Иловка.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.

05 Завеска с орнаментом «стеколышки» к женскому костюму села Глуховка Алексеевского района Белгородской области. Фото Г.Я. Сысоевой, 2002.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств
  2. 2002 – Сысоева Г.Я., Крысанов В.В., Колесникова Е.В., Глинская Е.В.
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Глуховка.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчет 146; этнографическая коллекция, инв. № 205.

06 Типы композиций традиционных рубах в воронежско-белгородском пограничье и Народные названия основных орнаментов на вышивках рубах в воронежско-белгородском пограничье. Таблицы составлены Сысоевой Г.Я. по материалам экспедиций 1998, 2002 гг.

  1. Экспедиции Воронежского государственного института искусств.
  2. 1998 – Сысоева Г.Я., Лексин Г.П., Пискарев С.И.; 2002 – Сысоева Г.Я., Самотягина А.А., Христова Г.П., Молчанова Т.И., Крысанов В.В., Колесникова Е.В., Пестов А.
  3. Белгородская область, Красненский, Алексеевский, Красногвардейский районы.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчеты №№ 68, 144.
#

    Подать заявку на запись