Технология изготовления грибатки воронежско-белгородского пограничья

Автор описания: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.

Обязательным элементом традиционного праздничного костюма в воронежско-белгородском пограничье является грибатка. Территория распространения этого украшения охватывает русские села Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов Белгородской области, русские села Острогожского района Воронежской области.

Грибатка – это нагрудное украшение типа длинного ожерелья и представляет собой плетеный на дощечках шнур со вставками бисера – гарус, на который сверху прикрепляются круглые и полукруглые розетки – мохры.

Грибатки носили и девушки, и женщины, и мужчины. Мужские и женские отличались по форме, декору и количеству мохров. Кроме того, по той же технологии делали женские наспинные украшения – замётки или назадники и мужские узкие пояса.

Грибатки воспроизводятся до сих пор, хотя материалы, разумеется, изменяются, меняется мода (в традиционном искусстве она также существовала и существует), что несколько меняет внешний вид грибатки.

Для изготовления гаруса нужны достóчки (дощечки), нитки, и бисер. Достóчки делали обычно из осинового дерева квадратной формы размером 6,5 х 6,5 см и толщиной 3 мм (с обточенными и слегка закругленными краями, чтоб острые края не рвали нитки и не поранили руки) с четырьмя дырочками по углам. В настоящее время можно изготовить достóчки из пластмассы.

Нитки используются только черного цвета, шерстяные, в настоящее время – шерсть с синтетикой. Каждая нить, которая заправляется в дощечки, составная – из четырех нитей. Нить нарезается длинная – 3 метра, один конец пропускается через два верхних отверстия досточки, другой – через два нижних. Таким образом, для шести дощечек понадобится шесть длинных нитей. Концы мастерица собирает в пучок, связывает и закрепляет у себя на поясе, а серединки каждой нитки петлей накидывает на крючок в стене. Они являются основой для плетения (ткачества). Для работы нити должны быть туго натянуты (от крюка в стене до пояса мастерицы), а досточки должны быть у самого края, то есть – у пояса мастерицы.

В качестве уткá используется толстая хлопчатобумажная нить (обычно – №20) с нанизанным на неё мелким черным, прозрачным или золотистым бисером. Этой ниткой перетыкается основа. Она пропускается между нижними и верхними рядами таким образом, чтобы по три бисеринки оказались по краям шнура, и по 3 бисеринки – в середине между рядами ниток (то есть между досточками). Количество бисеринок в середине шнура может быть и меньше. Следует пальцами правой руки помогать удерживать бисер между рядами. После того, как уток прошел один раз горизонтально, перед поворотом утка в обратную сторону, надо рукой повернуть все 6 досточек два раза к себе (то есть на две стороны квадрата по часовой стрелке), а по ходу утка нить и бисер подбить палочкой, чтобы шнур оказался плотным.

Работа может занять несколько дней. В результате получается плоский широкий шнур с бисеринками посередине и бисерными зубчиками по краям. Середина гаруса выплетается без бисера (чтобы он не тёр шею). Первые и последние несколько рядов выплетают также без бисера, чтобы удобнее закрепить нитки. Из трехметровых ниток основы (пополам – 1,5 метра) получается гарус длиной примерно 1 метр.

В селе Афанасьевка и в других селах Воронежско-белгорожского пограничья делали гарусы и с двумя бисерными дорожками, для этого нужно бóльшее количество достóчек, и бисер пропускается между рядами два раза (например, 3 досточки- бисер – две досточки- бисер – три досточки).

Мохры, которые прикрепляются на гарус, изготавливаются отдельно. Для этого требуется плотная картонная бумага, холст, кусочки ткани или ленты, цветные шерстяные нитки и желтые металлизированные нити, бисер и блестки.

Мохры для женской грибатки имеют твердую основу. Для нее вырезаются 4 или 6 картонных кружков диаметром от четырех до шести сантиметров (диаметр зависит от традиций села, семьи, моды и предпочтения заказчицы), каждый из кружков с двух сторон обкладывается грубой холстиной, вырезанной также по размерам картонного кружка. С лицевой части в серединку пришивается пуговичка или пайетка, затем от середины по кругу вприкреп накладываются золотые (металлизированные) нити с четырьмя или с восьмью точками прикрепа.

Получающиеся радиальные линии прикрепа сверху закрываются золотой нитью, в результате вышитая серединка напоминает розетку с лучиками – это один из самых распространенных на земле солярных знаков, встречающихся практически в любой традиционной культуре мира. Края мохров обметываются плотно красными шерстяными нитками, поверх них — золотыми нитями с проредью, ширина обметки – 1,5 см. По краям мохров пришивается бусовый бисер (то есть мелкие стеклянные золотистые бусинки).

Гарус и мохры густо украшаются блестками (пайетками). В старину они были мелкие, металлические, в настоящее время – крупные, из полиэтилена.

Готовые мохры пришиваются на гарус: по 2 пары для менее праздничного убора и по 3 пары для богатого женского убора. На края грибатки пришиваются полурозетки в форме перевернутой шляпки гриба, (отсюда, видимо, и название украшения – грибатка). Крайние мохры отличаются от мохров-розеток. Они не имеют твердой основы и представляют собой широкую обмётку шерстяными нитками разных цветов. В завершение края грибатки соединялись плетеной шерстяной косичкой (чтобы гарус не соскочил с груди и не разлетался во время пляски). К середине косички пришивали маленькую иконку или крестик. Таким образом, грибатка выполняла главную функцию в традиционном костюме – оберегала от сглаза, от любой порчи и нечистой силы.

Мужская грибатка – это гарус с концевыми мохрами (полурозетками). Её обычно так и называли – гарус. Если на мужской гарус пришивались мохры, то они в отличие от женских не украшались блестками и бисером и не имели твердой основы, кроме того, они имели не круглую, а прямоугольную форму.

Плетеный шнур с гарусом на концах использовался также для изготовления наспинного женского украшения – назадника или замётки (так называют назадник в селах Русская Тростянка и Шубное Острогожского района Воронежской области). Он завязывался на шее концами назад, длинные хвосты висели на спине. У горловины прикрепляли к шнуру самодельную круглую двустороннюю иконку с изображением на одной стороне Спасителя или Николая-угодника, а на другой – Богоматери. Такие иконки изготавливали раньше местные умельцы.

Назадник мог быть и поясной – то есть завязываться на талии концами назад. Мода на такие украшения больше всего сохранилась в селе Большебыково Красногвардейского района.

Мужской пояс также плели на достóчках, но бисер вплетался только на концах (сантиметров 15-20). Кроме концевых мохров, на пояс пришивали и мохры прямоугольной формы на мягкой основе, чтобы утяжелить концы и зрительно их укрупнить.

Круглые мохры также использовались для декорирования женского головного убора – сороки: их нашивали сбоку и сзади на твердую налобную шапочку и на позатыльню. Кроме того, мохры носили и как сережки, приделав к ним металлический крючок (в селах Алексеевского района Белгородской области). Мохры служили дополнительным украшением к сороке: их привязывали к гусиным перьям и подтыкали под позатыльню на уровне виска (в селах Русская Тростянка и Шубное Острогожского района Воронежской области).

Список фотографий

Главное фото – Грибатка из коллекции Воронежского областного краеведческого музея. Фото 2009 г.

01 Схема плетения гаруса. Составлена Г.Я. Сысоевой

  1. 2015 – Г.Я. Сысоева
  2. Личный архив Г.Я. Сысоевой

02 Фрагменты разных гарусов грибаток с. Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015 г.

  1. Экспедиция – Воронежский государственный институт искусств.
  2. 2015 – Г.Я. Сысоева, А.А. Самотягина, О.В. Саввина, Е.В. Козько.
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Афанасьевка.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Отчет 312, фото 010а.

03 Грибатка с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015 г.

  1. Воронежский государственный институт искусств.
  2. Из этнографической коллекции Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Инв. № 15 (приобретена у Бугаковой М.Ф., 1939 г.р., уроженки с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл.)
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Иловка.
  4. Личный архив Г.Я. Сысоевой

04 Махор (фрагмент грибатки) с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015 г.

  1. Воронежский государственный институт искусств.
  2. Из этнографической коллекции Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Инв. № 15 (приобретена у Бугаковой М.Ф., 1939 г.р., уроженки с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл.)
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Иловка.
  4. Личный архив Г.Я. Сысоевой

05 Иконка с замёткой с. Иловка Алексеевского р-на Белгородской обл.

  1. 2015 – Г.Я. Сысоева.
  2. Личный архив Г.Я. Сысоевой.

06 Мужской пояс с. Афанасьевка Алексеевского р-на Белгородской обл.

  1. 2015 – Г.Я. Сысоева
  2. Личный архив Г.Я. Сысоевой.
#

    Подать заявку на запись