Технология изготовления карачунской глиняной игрушки Рамонского района

Автор: Котельникова Галина Ивановна, народный мастер Воронежской области, мастер изготовления глиняной игрушки.

История воронежской глиняной игрушки начинается с XIX века. Их, преимущественно в виде свистулек, между делом лепили во всех кустарных гончарных мастерских. Согласно статистическим данным накануне Первой мировой войны в Воронежской губернии работали 66 кустарных гончарных мастерских. Однако только мастерам самого крупного старинного гончарного центра села Карачун (Рамонский район) удалось сохранить навыки лепки глиняных игрушек до настоящего времени.

Изготовление глиняных игрушек и свистулек было традиционным для Рамонского района, карачунского гончарства. Игрушки имели стилистическое единство, простоту и точность формы. Мастера изготовляли таких животных, как: конь, корова, олень, баран и др. На гончарном круге вытягивали детскую посуду и фигуры «баб», которые напоминали сосуды (колоколообразная юбка, круглая голова, руки как ручки у кувшина). Детали лица намечались заостренной палочкой. Сверху изделие покрывали поливой (мазут и порошок свинца).

В настоящее время карачунская игрушка изготавливается в частных мастерских п.г.т. Рамонь Галиной Ивановной Котельниковой и Людмилой Викторовной Дедовой. Они являются ученицами и продолжательницами традиций известного мастера Василия Ивановича Лямзина.

Риск исчезновения карачунской игрушки связан с изменением культурного контекста, влиянием современных игрушек, утратой художественно-стилевых особенностей и традиций, из-за отсутствия преемственности поколений (гончарный промысел в селе Карачун угас в 1997 г.).

Карачунская глиняная игрушка является историко-культурным наследием Воронежской области. Ценность технологии ее изготовления заключается в том, что мастера до сегодняшнего дня сохранили старинные традиционные приемы лепки, используют местное сырье (красную глину), обжигают изделия в дровяных горнах, применяют поливу (мазут и свинец).

Технологию изготовления карачунской игрушки можно разделить на шесть основных этапов работы: 1 – заготовка глины; 2 — подготовка рабочего места; 3 — лепка игрушки; 4 — прокалывание игрушки (свисток), 5 — глазуровка игрушки, 6 — обжиг в муфельной печи.

Для изготовления игрушки-свистульки необходимо подготовить следующие инструменты и материалы: глину, деревянную палочку – «проколку» (с одной стороны круглая заостренная, с другой – плоской лопаточной), нож, тряпочку, ёмкость с водой.

Глину делим на две части: первая часть – шар 7 см в диаметре, размером с яблоко, вторая –3 см в диаметре.

Берём больший комок и раскатываем до тех пор, пока он не приобретёт форму усечённого конуса длиной с ладонь.

Полученный конус сгибаем ближе к центру под углом 90 градусов, получаем туловище и шею.

Край шеи сгибаем – получается голова; вдоль шеи двумя пальцами защипываем глину – это будет грива.

Раскатываем глину, диметром 2-2,5 см и разрезаем на две равные части (это будут две пары ног).

Прикрепляем ноги к туловищу коня (места стыка деталей смазываем водой или жидкой глиной).

Далее заглаживаем игрушку таким образом, чтобы не было видно стыков деталей и она приняла округлые очертания.

Затем делаем свисток. В образовании звука свистульки участвуют воздушный резерв, разрезающий воздух язычок, отверстия для выхода воздуха. Поток направляется по отверстию-жёлобу на язычок, который разрезает его и направляет часть в резерв, а часть наружу через отводные отверстия. Перебирая по отверстиям пальцами, можно получить мелодию.

Для получения свистка срезаем край хвоста и круглой, заостренной частью «проколки» под углом 45 градусов прокалываем туловище, это будет камера свистка.

Плоским концом «проколки» прокалываем дырочку до камеры свистка.

Игрушка готова. В завершении работы важно проверить: не попали ли в воздушный канал глиняные крошки, достаточного ли он размера для свистка.

После лепки игрушки сохнут при комнатной температуре в течение недели.

Эту несложную технология по изготовлению лошадки может освоить любой желающий. И вот современный сувенир у вас готов.

Для прочности такие игрушки обжигают в специальной печи 6-8 часов при температуре 900-1000 градусов. Готовое изделие остывает не менее 12 часов.

Для придания игрушки более яркого образа можно «посеребрить» отдельные детали. Для этого необходимо нанести алюминиевую краску на гриву, уши, нос и копыта.

Представленные видеозаписи

01 Мастер-класс Котельниковой Г.И. по изготовлению карачунской игрушки

  1. 2021 г.
  2. Воронежская область, город Воронеж.
  3. Архив Воронежского областного центра народного творчества и кино.
  4. Котельникова Галина Ивановна 1953 г.р.

Список фотографий

Главное фото – Карачунские игрушки Котельниковой Г.И.

  1. Воронежская область, Рамонский район, село Карачун.
  2. Архив Воронежского областного центра народного творчества и кино.

01 – «Карачунская баба» Лямзина В.И. и Лямзин В.И.

  1. Воронежская область, Рамонский район, село Карачун.
  2. Архив Воронежского областного центра народного творчества и кино.
  3. Лямзин Василий Иванович 1927–1998 гг.

02 Изделия Лямзина В.И. 1990 г.

  1. 2010 г.
  2. Воронежская область, Рамонский район, село Карачун.
  3. Архив Воронежского областного центра народного творчества и кино.

03 Этапы подготовки красной глины села Карачун. Фото Г.И. Котельниковой.

  1. 2011 г.
  2. Воронежская область, Рамонский район, село Карачун.
  3. Архив Воронежского областного центра народного творчества и кино.

04 Дедова Л.В. и Котельникова Г.И. – продолжатели карачунского ремесла

  1. 2011 г.
  2. Воронежская область, Рамонский район, село Карачун.
  3. Архив Воронежского областного центра народного творчества и кино.
  4. Дедова Людмила Викторовна 1982 г.р., Котельникова Галина Ивановна 1953 г.р.

05 Карачунские игрушки Котельниковой Г.И.

  1. 2021 г., 2014 г.
  2. Воронежская область, город Воронеж.
  3. Архив Воронежского областного центра народного творчества и кино.

06 Карачунские игрушки Дедовой Л.В.

  1. Воронежская область, Рамонский район.
  2. Архив Воронежского областного центра народного творчества и кино.

 

#

    Подать заявку на запись