Технология изготовления костюма с. Першино Нижнедевицкого района

Технология изготовления костюма

Автор: Толкачева Светлана Павловна, главный хранитель ГБУК ВО «Воронежский областной краеведческий музей».

Технология изготовления костюма села Першино Нижнедевицкого района Воронежской области отражает традиционную культуру «ягунов» – группы южнорусского населения, сохранивших как архаичные компоненты, присущие южнорусскому костюму, так и своеобразные локальные особенности в одежде.

Праздничный женский костюм однодворцев – «ягунов» с. Першино состоял из следующих элементов: рубахи с отложным воротником и прямыми поликами, пришитыми по утку, домотканой шерстяной юбки, короткого передника, чалмообразного головного убора из платка, пояса, шерстяных чулок, обуви и различных украшений. У однодворцев-ягунов, в одежде преобладает темная гамма цветов. Тем не менее, в убранстве костюма по-своему проявлялось стремление к нарядности и праздничности.

Белую домотканую рубаху с отложным воротником украшали по поликам, манжетам, верхней части рукавов, подолу вышивкой мелким крестиком. Преобладал красный цвет узора с некоторым добавлением черных ниток. Верхнюю часть переднего полотнища, полики и рукава отделывали также красными полосками, вытканными хлопчатобумажными нитями, которые пропускали в утке («перетычка», «перетыка»). Некоторые рубахи были с вышитыми ластовицами. Манжеты и ворот рубахи собирали в мелкую сборку. Передний подол рубахи орнаментировали более широкой полосой вышивки, что было обусловлено традицией ношения юбки «с подтыканием», то есть подол юбки спереди поднимался и его край подтыкался в двух местах за переднюю часть пояса. Рубаха состояла из двух частей – «станушки» и «подставы». Верхнюю часть шили из более тонкого холста или из фабричной хлопчатобумажной ткани, низ из более грубой ткани. Бытовали и рубахи, сшитые из цельного полотна («скразная рубаха»).

Поясной одеждой в с. Першино была домотканая черная юбка («хвост» – местное название юбки в с. Першино), вытканная из тонкой длинной крученой овечьей шерсти — «волосени». Юбку шили из 5–7 полотнищ, собирали у пояса на шнур. Праздничные юбки по подолу украшали серебряной тесьмой, лентами, полосками из позумента и яркой шерстяной ткани. Будничные юбки были уже (из 5 полотнищ), их отделывали по подолу лишь плетеным пояском из разноцветного гаруса и иногда цветным ситцем. Во время работы подол юбки подтыкали за пояс, так что была видна рубаха. С начала XX в. вместе с распространением в деревне фабричных тканей самой модной праздничной одеждой стала красная атласная юбка, под которую надевались еще три юбки — старинная черная домотканая, сатиновая и красная шерстяная. В 1940-х и послевоенных годах на короткое время возрождается мода на черные домотканые юбки, но их шьют в крупную складку и значительно короче. Поскольку подол такой юбки не подтыкали, ее называли «растычка».

В женском костюме «ягунов» были распространены сложные чалмовидные повязки из платка. В селе Першино платок повязывали на налобник из полоски ткани, украшенной тесьмой, бисером, блестками. Край сложенного на угол платка подгибался три раза, если был недостаточно жестким, то подкладывалась бумага. Средина подворота укладывалась на голову, поверх подналобника, так чтобы была видна украшенная его часть. Концы платка заводятся назад вокруг головы, на затылке закладываются из заднего конца «рóги». Два конца платка закручиваются в нетугие жгуты, выводятся на лоб, оборачиваются один вокруг другого, образуя восьмерку, уводятся назад и заправляются под предыдущие витки платка. На голове образуется подобие чалмы со свисающими вдоль лица шелковыми кистями. С боков под повязку подтыкали крашенные в зеленый, фиолетовый, розовый цвет петушиные («кочета», «кочетинки») и индюшачьи («бабки») перья. Из-под праздничного головного убора выпускали височные украшения в виде кружков из бус, шерсти, бисера, селезневых перьев – «косицы». Вероятно, в более старое время, платок носили с кичкой, так же как и в селе Синие Липяги.

Одним из обязательных элементов костюма был пояс – покромка. Его изготавливали из домотканого сукна черного цвета, концы покромки украшали лентами, позументом, разноцветной шерстью. По словам местных жителей, «в некоторых селах женщины подпоясываются очень туго, так что живот выпячивается, а рубаху выдергивают сзади» и напускают широкими складками, это называется – «пазухонь».

Короткий передник шили из фабричного материала черного цвета, украшали по низу нашивками из лент и позумента.
С праздничной одеждой надевали бусы, наспинные украшения из лент «махорчики». Праздничной обувью была кожаная обувь – башмаки, чуни.

В настоящее время технология изготовления традиционного женского костюма сохранилась в памяти носителей фрагментарно. В результате исследовательской работы на основе предметов коллекций музеев, экспедиционных записей бесед со старожилами села были восстановлены технологические приемы изготовления и декорирования костюма.

#

    Подать заявку на запись