Технология изготовления «мониста кругового» села Пузево Бутурлиновского района

Авторы описания: Ушакова Елена Николаевна – Народный мастер Воронежской области, мастер бисероплетения; Губская Алина Альбертовна – ведущий методист отдела фольклора и ремесел ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества и кино».

 

Обязательным элементом традиционного праздничного костюма села Пузево Бутурлиновского района Воронежской области является женское нагрудное украшение – «монист круговой». Территория распространения этого украшения охватывает русские сёла Павловского, Бутурлиновского, Таловского, Хохольского районов Воронежской области. Монист круговой – это широкое шейное нагрудное украшение в виде ожерелья или широкого ажурного воротника из разноцветного бисера, сплетенного в виде полукруглой сетки. Сторона мониста, прилегающая к горлу, прикреплена к широкой тесьме – стойке, расшитой разноцветными блёстками и бисером. Такие украшения из бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов, крестов или квадратов, скреплялись сзади застёжками или на пуговицу.

В традиционных шейных и нагрудных украшениях Воронежской области нет чёткого разграничения, очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют разные местные наименования, в каждом селе были свои названия шейных, нагрудных украшений из бисера: монист, подглотник, ожере́лок, жерёлок, поддушник.

Это украшение дополняло женский традиционный костюм и надевалось поверх рубахи или сарафана, закрывающего грудь. По ширине мониста судили о богатстве женщины. Это шейное украшение должно было усиливать обереговую функцию, защищало обладательницу мониста от сглаза и сохранять её душу в теле. Такой смысл шейным украшениям придают многие народы мира. Монист круговой носили и девушки, и женщины. Девичий и женский монист отличались плетением, формой и орнаментом.

Монист круговой воспроизводится до сих пор, хотя материалы изменяются, появляются новые, меняется мода. Технологию изготовления мониста кругового подробно изучила и воспроизводит мастер бисероплетения из города Павловска Воронежской области Ушакова Елена Николаевна, которая восстановила это нагрудное украшение по старинным этнографическим образцам.

Для изготовления мониста сегодня используются капроновые нити, тесьма шириной 2-3 см и длиной 40-45 см, мелкий или крупный бисер разных цветов. Для бисера необходимо использовать специальные иглы, которые не имеют утолщения к ушку.

В селе Пузево использовалась технология плетения в виде полукруга. Перед началом работы для удобства составляется цветовая схема с прорисовкой каждой бисерины, следуя которой идёт плетение.

В начале работы на один конец широкой тесьмы прикрепляется капроновая нить, на которую нанизываются 3 бисеринки и закрепляются на тесьме. Таким образом, закрепляя по 3 бисерины, ряд доходит до конца тесьмы.

После закрепления первого ряда делается поворот на второй с прибавлением одной бисеринка (т.е. 4 бисерины). Следующие ряды аналогично при повороте увеличиваются на 1 бисеринку. Каждый последующий ряд бисера прикрепляется уже не к тесьме, а к центральной бисеринке предыдущего ряда.

Таким образом, получается бисерный полукруг. В зависимости от размера бисера цепочка увеличивается через определённое количество рядов, сохраняя рисунок изделия.

На конце изделия нанизывались подвески, и только тогда изделие приобретало законченный вид. По окончании плетения к тесьме пришивались петелька и пуговицы.

В сёлах Бутурлиновского района (Пузево, Клёповка, Гвазда) тесьму на монистах украшали блестящими пайетками, мелкими пуговицами, крупным бисером.

Особенность технологии в том, что традиция изготовления бисерных украшений до сих пор находится в живом бытовании. В сёлах остались мастерицы, которые могут воспроизвести или рассказать о технологии изготовления таких украшений. Большое значение имеет, что сохраняется преемственность традиции: молодые мастера, такие как Елена Ушакова, освоили технологию непосредственно от носителей и воспроизводят украшения, опираясь исключительно на этнографические образцы.

 

Представленные видеозаписи

 

01 Мастер-класс Ушаковой Е.Н. по изготовлению кругового мониста, 2024 г.

 

Список фотографий

 

Главное фото – Круговой монист, изготовленный Е.Н. Ушаковой

 

01 Этнографический образец кругового мониста с. Пузево

 

02 Бисерные украшения в костюме с. Пузево. Фонд Воронежского областного краеведческого музея

 

03 Схема плетения кругового мониста с. Пузево

Цветовая схема плетения, составленная Е.Н. Ушаковой. 2019 г. Архив ВОЦНТиК.

 

04 Этапы плетения

  1. Первые ряды мониста.
  2. 2019 – Ушакова Е.Н.
  3. г. Павловск, Павловский район, Воронежская область.
  4. Архив ВОЦНТиК.

 

05 Этапы плетения

  1. Промежуточный этап плетения, подвески и готовый монист.
  2. 2019 – Ушакова Е.Н.
  3. г. Павловск, Павловский район, Воронежская область.
  4. Архив ВОЦНТиК.

 

06 – Ушакова Е.Н., Народный мастер Воронежской области

  1. Фотография с II Губернского фестиваля «Воронеж фольклорный»
  2. 2018 – Пелипенко Т.А.
  3. г. Воронеж
  4. Архив ВОЦНТиК.
#

    Подать заявку на запись