Технология изготовления понёвы воронежско-белгородского пограничья
Автор описания: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.
В южнорусском регионе в комплекс традиционной одежды замужних женщин входят рубаха, понева, завеска (фартук от талии), подпояска, головной убор (сорока или шлычка). Главный отличительный признак южнорусского комплекса – понева.
Понева – род домотканой шерстяной юбки из нескольких полотнищ в клетку или полоску, распашной (то есть незашитой) или глухой. Понева – очень древний вид поясной одежды. Археологические раскопки в славянских курганах Х – ХIII веков в Московской, Калужской, Смоленской областях обнаружили фрагменты древних поневных тканей. По декоративно-художественному оформлению поневы разных местностей различаются между собой, но есть и общие черты: поневу состоит из нескольких прямоугольных кусков черной ткани в клетку, составленную цветными нитями.
В каждой локальной традиции складывались свои традиции декорирования понев. Особенно ярким узнаваемым декором отличаются поневы в воронежско-белгородском пограничье. Они распространены в русских селах Белгородской области (Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов и прилегающих селах Новоосколького района) и Воронежской области (Острогожского, частично – Репьевского, Каменского районов). Следует отметить, что внутри этой достаточно большой территории в некоторых селах в качестве основной женской поясной одежды бытует полосатая юбка.
Поневы воронежско-белгородского пограничья относятся к типу глухой поневы (сшитой в виде юбки).
Для изготовления поневы использовали домотканое полотно из овечьей шерсти – волосени (так называли чёсаную, а не стриженую шерсть), ткали способом полотняного переплетения. Как правило, на поневу уходило три полотнища шириной 44-49 см (очень редко – 4 полотнища), вытканные в клетку размером 4,5 – 5,5 см и с цветными полосами для последующего ручного вышивания. Места соединения полотнищ декорировались вышивкой ковровым настилом снизу доверху и назывались свозкой, самая богатая вышивка – сзади. Спереди (слева) полотнища соединялись прошвой — более мягким полотном без клетки такой же ширины, как и основные полотнища. На талии понева собиралась в сборку и завязывалась крученым или плетеным шнурком, который называли гáшником.
Для вышивки закупали шерстяные цветные нити фабричного производства шленку – мягкую шерсть из овцы особой шленской породы, завезенной еще Петром 1. Для декорирования будничных понев использовали жичку – отбеленную шерсть домашнего крашения.
По размеру клетки, по цвету полос и полотнищ, можно определить: из какого села эта понева, к какому семейному роду она относится. Праздничный статус поневы определяется вышивкой: имеет значение орнамент, способ наложения нитей, цветовая гамма. По характеру декорирования выделяются следующие местные разновидности понев:
- бирюченская, распространенная на территории Алексеевского района Белгородской области – бывшего Бирюченского уезда Воронежской области;
- верхососенская, распространенная в селах западной части Красногвардейского района Белгородской области вокруг села Верхососна;
- коротоякская, распространенная в селах вокруг села Коротояк Острогожского района Воронежской области в пределах бывшего Коротоякского уезда.
Бирюченская понева. Главный признак – наборная вышивка ковровым настилом по подолу и полотнищам яркими, преимущественно красными нитями. Техника вышивания – набор, поэтому вышитые поневы называют в народе наборными.
По технике наложения нитей существуют народные названия понев:
- колодовая – в ней нити вышивки накладываются плотно с длиной стежка примерно в 1 см, с наклоном под углом в 45 градусов то вправо, то влево (образуются чередующиеся ряды); такая понева считается наиболее богатой, праздничной;
- сосною – представляет собой как бы укрупненный колодовый рисунок; ширина полосы с одним наклоном – до 5 см;
- косина – нити на широких полосах вышивки всегда наклонены только в одну сторону;
- рябка – с неплотными рядами вышивки, сквозь которые видны просветы черной основы поневной ткани; использовалась для повседневных понев.
По композиции коврового настила на полотнища поневы сверху донизу вышивка в разных селах различается по так называемым пальчикам – поперечным вставкам темно-синего, зеленого, желтого цветов:
- в один пальчик – чаще всего в селах: Афанасьевка, Камызино, Веретенниково, Ураково, Новоуколово, Камызино;
- в три пальчика – в селах Иловка, Подсереднее, редко в селах Глуховка, Нижняя Покровка;
- вся на бел (пальчиками только из белых нитей) – чаще всего в селах Большебыково, Большое, Боровое, Хмелевое, Верхняя Покровка.
Место соединения двух полотнищ сзади называется свозкой, при декорировании здесь образуются цветные вертикальные полосы, которые в народе тоже получили название пальчики, по их числу определяется степень праздничность поневы: свозка в один пальчик или в два пальчика указывает на повседневную или расхожую поневу, в 3-5 пальчиков – на различную степень праздничности. Между пальчиками нередко вышивалась зигзагообразная линия – зубчики, поэтому иногда свозку называли не по количеству пальчиков, а по числу зубчиков.
Главным признаком обрядовой функции поневы является вышивка по подолу, её народное название – подшивка, а у специалистов по традиционной одежде она нередко называется окладом. Народные названия наиболее распространенных орнаментов оклада – подшивки:
- подшивка в два круга — для годовых праздников и свадьбы;
- подшивка в один круг — для праздничных и воскресных понев;
- в четыре глаза – для праздничных понев;
- в глазок – для будничных понев;
- в столбик – для воскресных и будничных понев;
- половина столбика – для воскресных и будничных понев,
- без подшивки или с очень узкой вышивкой (в в 5 ниток, в 10 ниток, в 15 ниток) – для повседневных понев.
Орнаменты подшивки символизируют магическое заклинание, обращенное к земле, поскольку используют наиболее древние орнаменты, имеющие индоевропейское происхождение. Это – меандр, ромб – для этих фигур существует одно общее название: глазок.
Самые праздничные поневы декорировались древнейшим индоевропейским орнаментом – меандром. Многие ученые утверждают, в частности, археолог и историк академик Б. Рыбаков, что этот знак появился в 5-4 тысячелетии до нашей эры и перешел к земледельческим народам от их предшественников скотоводов и охотников со значением блага, изобилия, плодовитости. Орнамент в виде поставленного на угол квадрата, рассеченного на 4 части – это идеограмма вспаханного или засеянного поля, местное название – в четыре глаза. Очевидно, эти знаки, являются символами плодородия. Не случайно местные жители говорят, что поневы с глазками должна надевать на себя новобрачная на свадьбе.
Довольно часто на поневах встречается другой символ плодородия – вертикальный зигзаг, имитирующий движение дождевой воды. Такие орнаменты называются столбик (для монохромной вышивки) или цветной столбик (если вышивка полихромная).
Верхососенская понева – отличалась техникой наложения нитей: в ковровом настиле по полотнищам образовывались петельки. Бытует как основной тип (но не единственный) в селах Верхососна, Гредякино, Раздорное, Завальское, Остроухово, Подгорское Красногвардейского района Белгородской области.
Коротоякская понева отличается тем, что она имеет крупные складки, а вертикальные полосы вышивки ковровым настилом значительно более узкие и располагаются по складкам. Этот тип декорирования поневы распространен на территории восточной периферии воронежско-белгородского пограничья в селах Острогожского района.
С ранних лет девочки готовили себе в качестве приданного рубахи и поневы, которых у нее должно было быть к свадьбе не менее 12. Как правило, праздничные поневы берегли и не успевали износить за жизнь, поэтому они передавались по наследству. К сожалению, в ХХ веке в некоторых семьях поневы распарывали, убирали прошву и использовали в качестве покрывала, подстилки, коврика на стену.
Воспроизводство костюмов, в том числе и понев с середины XX века полностью прекратилось – изменился уклад жизни, но во многих селах традиционную одежду сохраняют как реликвию и надевают в дни некоторых календарных праздников, на второй день свадьбы, для выступления в клубе.
Список фотографий
Главное фото – Фольклорный ансамбль с. Нижняя Покровка Белгородской обл. в традиционных костюмах. Фото Г.Я. Сысоевой, 2002.
- Экспедиция – Воронежский государственный институт искусств.
- 2002 – Г.Я. Сысоева
- Белгородская область, Красногвардейский район, село Нижняя Покровка
- Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Отчет № 144. Личный архив Г.Я. Сысоевой.
- Фольклорный ансамбль села Нижняя Покровка в традиционных праздничных костюмах. Вид сзади.
01 В.П. Ельчищева в традиционном костюме села Верхососна. Фото Г.Я. Сысоевой, 2000.
- Экспедиция – Воронежский государственный институт искусств.
- 2000 – Г.Я. Сысоева и студенты.
- Белгородская область, Красногвардейский район, село Бирюч.
- Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчет 113. Личный архив Г.Я. Сысоевой.
- В.П. Ельчищева в традиционном костюме села Верхососна Красногвардейского района Белгородской области.
02 Фрагмент поневного невышитого полотна с. Афанасьевка Алексеевского района Белгородской обл. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015.
- Экспедиция – Воронежский государственный институт искусств.
- 2015 – Г.Я. Сысоева, А.А. Самотягина, О.В. Саввина, Е.В. Козько.
- Белгородская область, Алексеевский район, село Афанасьевка.
- Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчет 312.
- Фрагмент поневного невышитого полотна села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области.
03 Понева с. Подсереднее Алексеевского района Белгородской области. Вид сзади. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015.
- Богучарский частный музей традиционного костюма и кукол.
- 2015 – Г.Я. Сысоева.
- Воронежская область, город Богучар
- Из коллекции Богучарского частного музея традиционного костюма и кукол. Инв. № 431. Приобретена в 2011 году Сысоевой Г.Я. у жительницы с. Подсереднее Алексеевского района Белгородской области.
- Понева села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области. Вид сзади. Местное название – колодовая, с тремя пальчиками, с подшивкой в два круга.
- Личный архив Г.Я. Сысоевой.
04 Фрагмент поневы, вышитой жичкой с. Глуховка Алексеевского р-на Белгородской обл. Фото Г.Я. Сысоевой, 2012.
- Этнографическая коллекция архива Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Понева приоберетена в селе Глуховка Алекеевского района Белгородской области в 1998 г. Инв. № КЭ 14.
05 Народные названия орнаментов для вышивки в поневах воронежско-белгородского пограничья.
- Таблицы составлены Г.Я. Сысоевой по материалам экспедиций 1998, 2002 гг. Воронежского государственного института искусств.
- 1998 – Г.Я. Сысоева, Г.П. Лексин, С.И. Пискарев. 2002 – Г.Я. Сысоева, А.А. Самотягина, Г.П. Христова, Т.И. Молчанова, В.В. Крысанов, Е.В. Колесникова, А. Пестов.
- 3Белгородская область, Красненский, Алексеевский, Красногвардейский районы.
- Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчеты №№ 68, 144. Личный архив Г.Я. Сысоевой, 2015.
06 Женщина в традиционном костюме с. Солдатское Острогожского района Воронежской области. Фото Г.Я. Сысоевой, 1992.
- 1Снято во время фольклорного фестиваля «Троица в селе Коротояк» в 1992 году.
- 1992 – Сысоева Г.Я.
- Воронежская область, Острогожский район, село Коротояк
- Личный архив Г.Я. Сысоевой.
- Женщина в традиционном костюме села Солдатское Острогожского района Воронежской области. Местное название поневы – в четыре глáза.
