Технология изготовления понёвы воронежско-белгородского пограничья

Технология изготовления понёвы

Автор: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.

В южнорусском регионе в комплекс традиционной одежды замужних женщин входят рубаха, понева, завеска (фартук от талии), подпояска, головной убор (сорока или шлычка). Главный отличительный признак южнорусского комплекса – понева.

Понева – род домотканой шерстяной юбки из нескольких полотнищ в клетку или полоску, распашной (то есть незашитой) или глухой. Понева – очень древний вид поясной одежды. Археологические раскопки в славянских курганах Х – ХIII веков в Московской, Калужской, Смоленской областях обнаружили фрагменты древних поневных тканей. По декоративно-художественному оформлению поневы разных местностей различаются между собой, но есть и общие черты: поневу состоит из нескольких прямоугольных кусков черной ткани в клетку, составленную цветными нитями.

В каждой локальной традиции складывались свои традиции декорирования понев. Особенно ярким узнаваемым декором отличаются поневы в воронежско-белгородском пограничье. Они распространены в русских селах Белгородской области (Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов и прилегающих селах Новоосколького района) и Воронежской области (Острогожского, частично – Репьевского, Каменского районов). Следует отметить, что внутри этой достаточно большой территории в некоторых селах в качестве основной женской поясной одежды бытует полосатая юбка.

Поневы воронежско-белгородского пограничья относятся к типу глухой поневы (сшитой в виде юбки).

Для изготовления поневы использовали домотканое полотно из овечьей шерсти – волосени (так называли чёсаную, а не стриженую шерсть), ткали способом полотняного переплетения. Как правило, на поневу уходило три полотнища шириной 44-49 см (очень редко – 4 полотнища), вытканные в клетку размером 4,5 – 5,5 см и с цветными полосами для последующего ручного вышивания. Места соединения полотнищ декорировались вышивкой ковровым настилом снизу доверху и назывались свозкой, самая богатая вышивка – сзади. Спереди (слева) полотнища соединялись прошвой — более мягким полотном без клетки такой же ширины, как и основные полотнища. На талии понева собиралась в сборку и завязывалась крученым или плетеным шнурком, который называли гáшником.

Для вышивки закупали шерстяные цветные нити фабричного производства шленку – мягкую шерсть из овцы особой шленской породы, завезенной еще Петром 1. Для декорирования будничных понев использовали жичку – отбеленную шерсть домашнего крашения.

По размеру клетки, по цвету полос и полотнищ, можно определить: из какого села эта понева, к какому семейному роду она относится. Праздничный статус поневы определяется вышивкой: имеет значение орнамент, способ наложения нитей, цветовая гамма. По характеру декорирования выделяются следующие местные разновидности понев:

  • бирюченская, распространенная на территории Алексеевского района Белгородской области – бывшего Бирюченского уезда Воронежской области;
  • верхососенская, распространенная в селах западной части Красногвардейского района Белгородской области вокруг села Верхососна;
  • коротоякская, распространенная в селах вокруг села Коротояк Острогожского района Воронежской области в пределах бывшего Коротоякского уезда.

Бирюченская понева. Главный признак – наборная вышивка ковровым настилом по подолу и полотнищам яркими, преимущественно красными нитями. Техника вышивания – набор, поэтому вышитые поневы называют в народе наборными.

По технике наложения нитей существуют народные названия понев:

  • колодовая – в ней нити вышивки накладываются плотно с длиной стежка примерно в 1 см, с наклоном под углом в 45 градусов то вправо, то влево (образуются чередующиеся ряды); такая понева считается наиболее богатой, праздничной;
  • сосною – представляет собой как бы укрупненный колодовый рисунок; ширина полосы с одним наклоном – до 5 см;
  • косина – нити на широких полосах вышивки всегда наклонены только в одну сторону;
  • рябка – с неплотными рядами вышивки, сквозь которые видны просветы черной основы поневной ткани; использовалась для повседневных понев.

По композиции коврового настила на полотнища поневы сверху донизу вышивка в разных селах различается по так называемым пальчикам – поперечным вставкам темно-синего, зеленого, желтого цветов:

  • в один пальчик – чаще всего в селах: Афанасьевка, Камызино, Веретенниково, Ураково, Новоуколово, Камызино;
  • в три пальчика – в селах Иловка, Подсереднее, редко в селах Глуховка, Нижняя Покровка;
  • вся на бел (пальчиками только из белых нитей) – чаще всего в селах Большебыково, Большое, Боровое, Хмелевое, Верхняя Покровка.

Место соединения двух полотнищ сзади называется свозкой, при декорировании здесь образуются цветные вертикальные полосы, которые в народе тоже получили название пальчики, по их числу определяется степень праздничность поневы: свозка в один пальчик или в два пальчика указывает на повседневную или расхожую поневу, в 3-5 пальчиков – на различную степень праздничности. Между пальчиками нередко вышивалась зигзагообразная линия – зубчики, поэтому иногда свозку называли не по количеству пальчиков, а по числу зубчиков.

Главным признаком обрядовой функции поневы является вышивка по подолу, её народное название – подшивка, а у специалистов по традиционной одежде она нередко называется окладом. Народные названия наиболее распространенных орнаментов оклада – подшивки:

  • подшивка в два круга — для годовых праздников и свадьбы;
  • подшивка в один круг — для праздничных и воскресных понев;
  • в четыре глаза – для праздничных понев;
  • в глазок – для будничных понев;
  • в столбик – для воскресных и будничных понев;
  • половина столбика – для воскресных и будничных понев,
  • без подшивки или с очень узкой вышивкой (в в 5 ниток, в 10 ниток, в 15 ниток) – для повседневных понев.

Орнаменты подшивки символизируют магическое заклинание, обращенное к земле, поскольку используют наиболее древние орнаменты, имеющие индоевропейское происхождение. Это – меандр, ромб – для этих фигур существует одно общее название: глазок.

Самые праздничные поневы декорировались древнейшим индоевропейским орнаментом – меандром. Многие ученые утверждают, в частности, археолог и историк академик Б. Рыбаков, что этот знак появился в 5-4 тысячелетии до нашей эры и перешел к земледельческим народам от их предшественников скотоводов и охотников со значением блага, изобилия, плодовитости. Орнамент в виде поставленного на угол квадрата, рассеченного на 4 части – это идеограмма вспаханного или засеянного поля, местное название – в четыре глаза. Очевидно, эти знаки, являются символами плодородия. Не случайно местные жители говорят, что поневы с глазками должна надевать на себя новобрачная на свадьбе.

Довольно часто на поневах встречается другой символ плодородия – вертикальный зигзаг, имитирующий движение дождевой воды. Такие орнаменты называются столбик (для монохромной вышивки) или цветной столбик (если вышивка полихромная).

Верхососенская понева – отличалась техникой наложения нитей: в ковровом настиле по полотнищам образовывались петельки. Бытует как основной тип (но не единственный) в селах Верхососна, Гредякино, Раздорное, Завальское, Остроухово, Подгорское Красногвардейского района Белгородской области.

Коротоякская понева отличается тем, что она имеет крупные складки, а вертикальные полосы вышивки ковровым настилом значительно более узкие и располагаются по складкам. Этот тип декорирования поневы распространен на территории восточной периферии воронежско-белгородского пограничья в селах Острогожского района.

С ранних лет девочки готовили себе в качестве приданного рубахи и поневы, которых у нее должно было быть к свадьбе не менее 12. Как правило, праздничные поневы берегли и не успевали износить за жизнь, поэтому они передавались по наследству. К сожалению, в ХХ веке в некоторых семьях поневы распарывали, убирали прошву и использовали в качестве покрывала, подстилки, коврика на стену.

Воспроизводство костюмов, в том числе и понев с середины XX века полностью прекратилось – изменился уклад жизни, но во многих селах традиционную одежду сохраняют как реликвию и надевают в дни некоторых календарных праздников, на второй день свадьбы, для выступления в клубе.

Список фотографий

Главное фото – Фольклорный ансамбль с. Нижняя Покровка Белгородской обл. в традиционных костюмах. Фото Г.Я. Сысоевой, 2002.

  1. Экспедиция – Воронежский государственный институт искусств.
  2. 2002 – Г.Я. Сысоева
  3. Белгородская область, Красногвардейский район, село Нижняя Покровка
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Отчет № 144. Личный архив Г.Я. Сысоевой.
  5. Фольклорный ансамбль села Нижняя Покровка в традиционных праздничных костюмах. Вид сзади.

01 В.П. Ельчищева в традиционном костюме села Верхососна. Фото Г.Я. Сысоевой, 2000.

  1. Экспедиция – Воронежский государственный институт искусств.
  2. 2000 – Г.Я. Сысоева и студенты.
  3. Белгородская область, Красногвардейский район, село Бирюч.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчет 113. Личный архив Г.Я. Сысоевой.
  5. В.П. Ельчищева в традиционном костюме села Верхососна Красногвардейского района Белгородской области.

02 Фрагмент поневного невышитого полотна с. Афанасьевка Алексеевского района Белгородской обл. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015.

  1. Экспедиция – Воронежский государственный институт искусств.
  2. 2015 – Г.Я. Сысоева, А.А. Самотягина, О.В. Саввина, Е.В. Козько.
  3. Белгородская область, Алексеевский район, село Афанасьевка.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчет 312.
  5. Фрагмент поневного невышитого полотна села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области.

03 Понева с. Подсереднее Алексеевского района Белгородской области. Вид сзади. Фото Г.Я. Сысоевой, 2015.

  1. Богучарский частный музей традиционного костюма и кукол.
  2. 2015 – Г.Я. Сысоева.
  3. Воронежская область, город Богучар
  4. Из коллекции Богучарского частного музея традиционного костюма и кукол. Инв. № 431. Приобретена в 2011 году Сысоевой Г.Я. у жительницы с. Подсереднее Алексеевского района Белгородской области.
  5. Понева села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области. Вид сзади. Местное название – колодовая, с тремя пальчиками, с подшивкой в два круга.
  6. Личный архив Г.Я. Сысоевой.

04 Фрагмент поневы, вышитой жичкой с. Глуховка Алексеевского р-на Белгородской обл. Фото Г.Я. Сысоевой, 2012.

  1. Этнографическая коллекция архива Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств. Понева приоберетена в селе Глуховка Алекеевского района Белгородской области в 1998 г. Инв. № КЭ 14.

05 Народные названия орнаментов для вышивки в поневах воронежско-белгородского пограничья.

  1. Таблицы составлены Г.Я. Сысоевой по материалам экспедиций 1998, 2002 гг. Воронежского государственного института искусств.
  2. 1998 – Г.Я. Сысоева, Г.П. Лексин, С.И. Пискарев. 2002 – Г.Я. Сысоева, А.А. Самотягина, Г.П. Христова, Т.И. Молчанова, В.В. Крысанов, Е.В. Колесникова, А. Пестов.
  3. 3Белгородская область, Красненский, Алексеевский, Красногвардейский районы.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, отчеты №№ 68, 144. Личный архив Г.Я. Сысоевой, 2015.

06 Женщина в традиционном костюме с. Солдатское Острогожского района Воронежской области. Фото Г.Я. Сысоевой, 1992.

  1. 1Снято во время фольклорного фестиваля «Троица в селе Коротояк» в 1992 году.
  2. 1992 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Острогожский район, село Коротояк
  4. Личный архив Г.Я. Сысоевой.
  5. Женщина в традиционном костюме села Солдатское Острогожского района Воронежской области. Местное название поневы – в четыре глáза.
#

    Подать заявку на запись