Технология изготовления женского костюма сел Никольское и Спасское Верхнехавского района Воронежской области

Технология изготовления женского костюма

Автор: Толкачева Светлана Павловна, главный хранитель ГБУК ВО «Воронежский областной краеведческий музей».

Технология изготовления женского костюма сел Никольское и Спасское Верхнехавского района Воронежской области сохранялась на протяжении длительного времени. Подобные традиционные приемы и технологии в изготовлении одежды были характерны для древнерусского костюма. Комплекс женского костюма составляли такие компоненты, как: головной убор с кокошником, полосатая шерстяная домотканая юбка, рубаха с прямыми поликами и отложным воротником, душегрея.

Традиционный женский костюм сел Никольское и Спасское Верхнехавского района Воронежской области сохранил уникальные технологические особенности изготовления и декорирования, характеризующие одежду дворян допетровского времени. Особую ценность представляет технология изготовления душегреи на лямках, не имеющая аналогов в пределах Воронежской области.

Для изготовления душегреи использовали шелковые или парчовые ткани, подкладку делали из ситца. Между подкладкой и основной тканью для придания душегрее жесткости прокладывали конопляные очесы и проклеенный холст. На спинке душегреи располагались плотные валики-складки, которые были заложены вместе с очесами. Для того чтобы складки держали форму, их собирали вверху, посередине и внизу на суровую конопляную нить, прокладывая горизонтальные стежки, которые соединяли складки между собой. Края полочек и верх душегрейки отделывали полосой позумента шириной 5-7 см. Лямки шили из позумента, на подкладке из ситцевой ткани. Длина душегреи 27-30 см.

Для изготовления рубахи использовали тонкую конопляную или иногда льняную ткань полотняного переплетения шириной 37-40 см. Рубаху с прямыми поликами, пришитыми по утку рубахи, кроят из четырех полотнищ ткани таким образом, чтобы по два полных полотнища располагались спереди и сзади. Рубаху шьют с прямым разрезом ворота, пришивают отложной воротник шириной от 15 до 25 см. Широкие прямые рукава выкраивают из двух полотнищ и сшивают таким образом, чтобы шов располагался впереди. Рукава в нижней части собирают на тонкую обшивку или узкий манжет.

Для изготовления полотнищ юбки применялась техника ткачества «на трех подножках в три нита». Ширина полотнищ юбки обычно составляла 45-47 см. Вертикальные полотнища юбки сшивали между собой (нить основы ткани была долевой) тонкой конопляной нитью швом «назад иголку» при помощи металлической иглы. Для юбки использовали от пяти до семи полотнищ ткани. В верхней части полотнища юбки подворачивали для «вздержки» и собирали на конопляную веревочку – «гашник». Низ юбки отделывали бархатной полосой шириной 3-10 см.

Кокошник состоял из двух основных элементов: очелья и донышка. Каждая часть головного убора оформлялась как законченная деталь. Для изготовления кокошника использовали позумент, ситец, холст, картон. Выкроенные детали сшивались между собой, внутри прокладывали картон или проклеенный специальным клеем грубый холст. Центральная часть донышка украшалась вставкой с вышивкой золотыми нитями в технике «в прикреп». Низ кокошника отделывали узкой полосой черного бархата. Для изготовления «позатыльни» использовали ситцевую или бархатную ткань, на которую пришивали полоску золотного шитья, выполненного в технике «кованного» («литого») шва стилизованным растительным орнаментом.

Пояс для костюма изготавливали из шерсти, окрашенной, как правило, в красный цвет. Пояс ткали на ткацком стане, используя две подножки. При таком способе нити ткани располагались крестообразно, уток – перпендикулярно нитям основы. Этот способ тканья в текстильной технике носит название «полотняное переплетение». Концы или всю поверхность пояса украшали вышивкой, выполненной в технике «гладь» шерстяными полихромными нитям. Орнамент вышивки растительный: стилизованные цветы, листья, побеги.

Технология изготовления традиционного женского костюма сел Никольское и Спасское Верхнехавского района Воронежской области в настоящее время сохранилась в памяти носителей фрагментарно. В результате исследовательской работы на основе предметов коллекции музея сотрудниками были восстановлены технологические приемы изготовления и декорирования костюма.

#

    Подать заявку на запись