Женский традиционный костюм села Ерышёвка Павловского района
Автор описания: Никитина Ольга Игоревна, ведущий методист отдела традиционной народной культуры Воронежского областного центра народного творчества и кино.
Село Ерышёвка Павловского района Воронежской области основано осенью 1698 года вольными людьми, беглыми выходцами из центральных областей России, отмечено на картах в 1780 году. В конце XIX века село Ерышёвка (Ершовка) относилось к Павловскому уезду Воронежской губернии. В нём проживало 2147 человек (преимущественно великороссы) в 308 дворах, имелась церковно-приходская школа. Основным занятием жителей села было бахчеводство.
Женский традиционный костюм с. Ерышевка Павловского района Воронежской области представляет собой понёвный комплекс с головным убором «обвязка» и включает основные элементы, встречающиеся в костюмах Воронежской области в целом: понёва, рубаха и «фартук». Но в тоже время, в нём присутствуют черты свойственные только костюмам данного населенного пункта: головной убор самобытной многосоставной формы «обвязка» с декорирующими элементами, цветовым и орнаментальным оформлением, а также нагрудное украшение подглотник. Весь костюм отличается выверенностью и единством декоративных элементов.
В данном селе бытует праздничная понёва «окладная» – с высоким окладом в несколько рядов (как правило — 5) чередующихся разноцветных лент, расположенных горизонтально до середины бедра. Ленты двух типов: вышитые «крестом» цветочным орнаментом и одноцветные красные и малиновые. Позднее вместо вышитых лент использовались покупные фабричные также с цветочным рисунком, мастерица чередовала вышитые и однотонные ленты. По самому низу – чёрная лента, позднее из плюшевой ткани. Клетки в праздничной понёве либо красного, либо «желтоватого» цвета и одинакового размера, т.к. «бёрды» в станке одинакового «росту» (размера). Будничная понёва из овечьей шерсти – «с гарузком», по краю понёвы располагалась красная тканая лента – гаруз.
Поневу шили из трех-пяти полотнищ. Ширина полотнищ поневы обычно составляла – 40-47см.
Вертикальные полотнища сшивали между собой (нить основы ткани была долевой) тонкой конопляной нитью. В верхней части полотнища поневы пришивали к плетеному пояску.
Рубахи в селе изготавливались разнообразные, стан рубахи мог быть белым, красным, с цветочным орнаментом. Полики красных и цветных рубах расшивались лентами и украшали либо чёрными, либо белыми кружевами. Рукава белых рубах богато вышивались комбинацией растительных орнаментов по всей длине в технике «крест» и «счётная гладь».
Праздничный фартук — синий, зелёный, украшен лентами, плиссированными складками и кружевами. Будничный фартук чёрного цвета с несколькими отсроченными мелкими складками по краю. В старину носили туникообразный запан красного цвета, одевающийся через руки и закрепляющийся на спине.
Пояс – «покромка размохрёная» с вышивкой шлёнкой и расшитая пайетками в виде болгарского креста, завязывалась сбоку.
Неповторимое своеобразие костюма создают головной убор «обвязка» и нагрудное украшение «подглотник».
Головной убор «обвязка» состоит из 3-х основных частей: кички-шапочки, обвязки, украшенной лентами и бахромой, «косичек»- утиных пёрышек, трёх маленьких букетиков цветов.
Кичка предназначалась для того, чтобы спрятать длинные волосы женщины. Для объёма – по бокам, чуть выше весочных частей, в ней нашивались маленькие мешочки с мягким содержимым, которые визуально увеличивали объём головы на случай, если коса женщины была небогатой.
Украшалась «обвязка» узором из металлических блёсток и шерстяными малыми помпонами в виде рожек на лобной части, лентами, вышитыми цветочным орнаментом, схожим с орнаментом на понёве, бахромой из шлёнки. На весочных частях располагались пуговицы для надёжного крепления украшенных лентами частей обвязки. Одевалась обвязка в следующей последовательности: кичка – обвязка – косички – цветы. Цветочные букетики располагались следующим образом: два поменьше на висках, один больше крепился в образующийся «кармашек» на затылке. В настоящее время цветы выполнены из разноцветной бумаги
Предназначалась «обвязка» молодой женщине, надевалась на первый день свадьбы и носилась ею в праздничные дни в течение жизни.
Нагрудное украшение – «подглотник» из бисера и керамических бусин («восковых»), последние отличались более лёгким весом по сравнению с бисером.
Список фотографий
Главное фото – Ансамбль села Ерышёвка. Фото Е.В. Цветковой.
- Экспедиция Воронежского областного центра народного творчества и кино.
- 2016 – Цветкова Е.В., Ревнёва С.Н., Никитина О.И.
- Воронежская область, Павловский район, село Ерышёвка.
- Архив ВОЦНТиК.
01 Женский костюм села Ерышёвка с верхней одеждой из коллекции музея села Русская Буйловка Павловского района Воронежской области. Фото Е.В. Цветковой.
- Экспедиция Воронежского областного центра народного творчества и кино.
- 2016 – Цветкова Е.В., Ревнёва С.Н., Никитина О.И.
- Воронежская область, Павловский район, село Русская Буйловка.
- Архив ВОЦНТиК.
02 Женский костюм села Ерышёвка из коллекции музея села Русская Буйловка Павловского района Воронежской области. Фото Е.В. Цветковой.
- Экспедиция Воронежского областного центра народного творчества и кино.
- 2016 – Цветкова Е.В., Ревнёва С.Н., Никитина О.И.
- Воронежская область, Павловский район, село Русская Буйловка.
- Архив ВОЦНТиК.
03 Головной убор «обвязка». Фото Е.В. Цветковой.
- Экспедиция Воронежского областного центра народного творчества и кино.
- 2016 – Цветкова Е.В., Ревнёва С.Н., Никитина О.И.
- Воронежская область, Павловский район, село Ерышёвка.
- Архив ВОЦНТиК.
04 Бисерное украшение «подглотник». Фото Е.В. Цветковой.
- Экспедиция Воронежского областного центра народного творчества и кино.
- 2016 – Цветкова Е.В., Ревнёва С.Н., Никитина О.И.
- Воронежская область, Павловский район, село Ерышёвка.
- Архив ВОЦНТиК.
05 Жительницы села Ерышёвка в традиционных костюмах. Фото Е.В. Цветковой.
- Экспедиция Воронежского областного центра народного творчества и кино.
- 2016 – Цветкова Е.В., Ревнёва С.Н., Никитина О.И.
- Воронежская область, Павловский район, село Ерышёвка.
- Архив ВОЦНТиК.
