Беседа с режиссером творческого центра «Антреприза»

В Воронежском областном центре народного творчества и кино в преддверии Всемирного Дня театра и Всероссийской акции «День театра – 2021» состоялась встреча с актером и режиссером творческого центра «Антреприза», преподавателем Воронежского государственного института искусств Александром Николаевичем Сидоренко. Предлагаем вашему вниманию интервью по итогам встречи.

  • Александр Николаевич, в какой семье вы росли, кем были ваши родители?

Мой отец, Николай Петрович, агроном. При этом человек очень артистичный. Помню, в детстве он мне читал наизусть «Горе от ума» Грибоедова. Мама, Татьяна Павловна, бухгалтер по образованию. Большая любительница петь. Совершенно простые люди. Сменившие за свою жизнь несколько профессий.

  • Насколько рано вам удалось определиться с профессией?

До поступления в институт искусств я учился два года на физическом факультете ВГУ. Участвовал в студенческих веснах, играл в КВН. Постепенно понял, что хорошего физика из меня не получится. Сдал последнюю сессию, пошел и поступил на театральный факультет ВГИИ, где учился на курсе Народного артиста Владимира Васильевича Бугрова, моим педагогом был Сергей Александрович Надточиев. Учеба на этом не закончилась, в моей жизни был период режиссерского заочного отделения театрального училища им. Б. Щукина. Мастером нашего курса был Леонид Ефимович Хейфец. Тогда он преподавал в ГИТИСе и в Щукинском училище одновременно.

  • Как вы считаете, в чём отличие режиссуры театра от режиссуры кино?

Кино – чисто режиссерское искусство, отражение взгляда и точки зрения автора. Театр – это энергия здесь и сейчас. В театре важен актер. Настоящий театр – это когда совпадают три единства формулы Вахтангова «Время, автор, коллектив». Время – это о том, когда именно вы решаете ставить тот или иной материал, отвечает ли он времени, получилось ли у вас найти смыслы и достучаться до публики, переложив ведущую мысль произведения на современную жизненную материю. Автор – понимание режиссером авторской мысли, что именно хотел сказать автор. Коллектив – труппа, которая воплощает задуманное на сцене.

  • Современный театральный зритель – как бы вы его описали?

Современный зритель очень разный. В Камерный театр ходит одна публика, в Дом Актёра другая, у Академического Театра Драмы тоже своя аудитория. Нередко зрители воронежских театров пересекаются.

  • Какую из своих постановок вы особенно выделяете и почему?

Мне дороги все мои спектакли. Сейчас, к сожалению, можно увидеть только спектакль «Похищение Сабинянинова» по пьесе Петра Гладилина в творческом центре «Антреприза». Редко идёт спектакль «Страсти по Торчалову». Сам я часто вспоминаю работу над спектаклем «Куда летишь кукушечка…» в Воронежском Академическом Театре Драмы по пьесе Максима Горького «Старик». У этого спектакля была своя неповторимая аура, атмосфера, которая мне нравилась. Главную роль в нем играл Народный артист России Валерий Викторович Потанин. Рад, что мне довелось поработать с этим большим Мастером.

  • Среди ваших собственных ролей есть любимая?

Очень люблю свою роль в спектакле «Похождения Чичикова» (режиссер Александр Тарасов, художник Сергей Австриевский), в котором играл роль Павла Ивановича – главного персонажа. Великолепный гоголевский текст! Также мне дорога роль Макара Девушкина в обеих редакциях спектакля «Бедные люди», поставленных мной с художником Валерием Мелещенко по пьесе Валерия Семеновского, которая написана по роману Ф. М. Достоевского.

  • По-вашему, что больше способствует успеху начинающего актера: амбиции, высокая самооценка, талант? Может быть просто везение – тот самый счастливый случай, оказаться в нужное время в нужном месте?

Талант – это прекрасно. Талант – это дар. Но, без ежедневной работы над собой, без постоянной подпитки он «засыхает». На мой взгляд, важно развивать то, чем тебя наградили родители и всевышний. Постоянно совершенствоваться.

  • Театр в наши дни нередко использует новые формы и методы, порой провокационные. Как вы относитесь к такому подходу?

Мне кажется, что искусство, будь то живопись, музыка, кинематография, театр, каким бы оно не было, имеет право быть. Пусть растут все цветы.

  • Над каким проектом вы сейчас работаете?

Надеюсь, скоро выпустить дипломный спектакль 4 курса ВГИИ (курс Сергея Александровича Надточиева) «Не было ни гроша, да вдруг Алтын» по пьесе Александра Николаевича Островского.

  • Предстоящий осенью юбилей Воронежского государственного института искусств — факт и вашей биографии. Как планируете отмечать?

Надеюсь, что юбилейные мероприятия пройдут на достойном уровне. К нам приедут гости из других ВУЗов, наши выпускники прошлых лет.

  • Вы не раз сотрудничали с Воронежским областным центром народного творчества и кино в качестве режиссера крупных областных фестивалей, были спикером на областном семинаре-практикуме для руководителей самодеятельных театральных коллективов. Чем вам запомнилась работа с ВОЦНТиК, с коллективами любительского творчества?

Запомнилась своей легкостью, полной отдачей организационно-творческому процессу специалистов центра, отзывчивостью и восприимчивостью коллективов и исполнителей к сценарным решениям и ходам, а в целом умением работать в команде. Скажу так, все умели и хотели работать – это главное.

  • Александр Николаевич, как вы отнесетесь к дальнейшему взаимодействию с Воронежским областным центром народного творчества и кино?

С удовольствием. Всегда буду рад сотрудничеству.

  • Мы беседуем в преддверии Всемирного Дня Театра, что бы вы пожелали своим коллегам в профессиональный праздник?

Всем своим коллегам по театральному цеху желаю, прежде всего, крепкого здоровья, нет, даже Здоровья! Сил! Вдохновения! Работы! Больше Работы! И Аншлагов!

#

    Подать заявку на запись