Валентина Безух: «И для 10 зрителей, и для 10 тысяч петь нужно в полную силу своей души!»
Солистка ансамбля «Русская песня» Надежды Бабкиной Валентина Безух считает, что у нее две малых родины – Белгородчина и воронежский край. Она родилась и выросла в селе Стрелецкое Красногвардейского района Белгородской области, а стать настоящей артисткой ей помогли в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей, где она закончила класс народной артистки России Екатерины Молодцовой.
Валентина убеждена – ей повезло, что она родилась и выросла в селе, где сама земля была пропитана славянскими традициями. Еще на последнем курсе музучилища девушку из глубинки взяли солисткой в Государственный академический Русский народный хор имени М.Е. Пятницкого в Москве. Сегодня в репертуаре Валентины Безух не только русский фольклор, но и цыганские романсы, эстрадные песни советских композиторов, главные роли в музыкальных спектаклях, а в графике гастролей – вся Россия и десятки зарубежных стран.
– Валентина, расскажите немного о своих родителях, о детстве?
– Село Стрелецкое, в котором я родилась, стоит на самой границе Белгородской и Воронежской областей, раньше оно входило в состав Воронежской губернии. У всех моих предков по материнской линии, которые родились до 1954 года, в документах записано, что они уроженцы Воронежской области. Поэтому я считаю, что у меня две малых родины, которые меня взрастили, где в меня вложили это зерно народной песни, любовь к своей земле, традициям, сделали меня такой, какая я есть.
Моя мама, Наталья Васильевна,исконно русский человек, пишет стихи и сейчас работает в нашей районной газете. У нас есть семейная история, которой я очень горжусь: все мои бабушки и прабабушки по материнской линии занимались традиционным ремеслом – шили народные костюмы. Это те самые паневы, черные в клетку, характерные для Белгородчины и воронежского края, рубахи – белые, розовые, сливового цвета. Своими руками они мастерили головные уборы – сороки, плели украшения.
Что касается моего отца, Александра Николаевича, то у него украинские корни, но родился он в той части Курской области, которая после войны тоже вошла в состав Белгородской. Я считаю, что эта украинская примесь тоже отразилась на моей любви к народной музыке, потому что украинские песни очень красивые, мелодичные – какая лирика, какие мелизмы!
Я очень благодарна родителям за то, что они всегда верили в меня, в то, что я стану настоящей артисткой. Я убеждена, что самое главное – это поддержка близких. Благодаря этому путь к мечте становится реальным.
– Был ли в детстве человек или событие, которые повлияли на Ваше желание стать артисткой и исполнять именно народные песни?
– Моя бабушка по отцовской линии Вера Яковлевна пела на всех застольях. Ее любимой песней была «Расцвела под окошком белоснежная вишня..». А бабушка по маме всегда была запевалой в колхозе, когда ей говорили: «Ну давай, Валентина, нашу любимую!», она начинала: «От чего у нас в поселке у девчат переполох..».
Вспоминаю свое деревенское детство… Всегда на любое большое событие, будь то свадьба, проводы в армию, новоселье, накрывались большие столы (летом прямо на улице), расставлялись щедрые угощения, и начинался праздник – играли гармошки, звучали народные песни, частушки, все плясали. Я взросла на фольклоре, русских народных мотивах, романсах.
Вообще я очень рада, что родилась в деревне, потому что жила на такой плодородной земле, где было все и клубника, и виноград, и арбузы…Мы ездили на речку, собирали в лесу ягоды, грибы. Я просыпалась и любовалась нашими живописными лугами…. Вся эта земля и воздух, пронизанные славянским духом, все это я впитала вместе с молоком матери… В такой атмосфере я просто не могла не петь. У родителей сохранилось видео, где я еще совсем кроха, изображаю из себя артистку, беру в руки расческу, как микрофон и пою. Уже позже во втором классе я пела с оркестром народных инструментов.
– Почему вы выбрали Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей?
– Я закончила два отделения Красногвардейской музыкальной школы – фортепьяно и сольное народное пение, и школа направила меня в Белгородский музыкальный колледж им. Дегтярева. Но там чистый фольклор, прямо этника-этника, мне же хотелось немного другого. Старший брат, который учился и работал в Воронеже, узнал, что в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей есть такая народная артистка Екатерина Михайловна Молодцова и у неe большое отделение сольного народного пения. «Валя, поет она потрясающе! Давай к ней!», – посоветовал он мне, и не ошибся.
Обучение у Екатерины Михайловны Молодцовой дало мне сильнейшую вокальную базу, прекрасную школу. Она человек, обладающий каким-то фантастическим тембром голоса и харизмой. Как она и танцует, и поет! Как передает душу в песне! Так могут немногие. И я считаю, что она меня этому научила.
Русскому народному танцу я училась у заслуженной артистки России Нины Петровны Лобановой. Она показала мне как делать двойные ключи, различные дроби и многое другое. Благодаря ей я могу красиво танцевать, дробить, пуская искры из глаз! Как говорила Нина Петровна, чтобы искры от твоей дроби «долетали» до 20 ряда амфитеатра.
К сожалению, недавно Нины Петровны не стало. Но я всегда буду вспоминать ее с огромной благодарностью…
Колледж, как и музыкальную школу, я закончила с отличием. Но заканчивала я его необычно – свободным посещением. Так получилось, что уже после третьего курса я уехала работать в хор им. Пятницкого.
– А как Вам удалось туда попасть?
– Вообще я собиралась пробоваться в Кубанский казачий хор. Но мой будущий муж настоял, чтобы я попытала счастья в столице, в хоре им. Пятницкого. Меня прослушивали около шести часов и взяли.
Я приехала в Воронеж, купила огромный букет цветов, пошла к Екатерине Михайловне домой, со слезами попросила: «Вы меня простите и отпустите, так получилось, что меня взяли в хор Пятницкого».
– А почему приняли решение перейти из хора Пятницкого в ансамбль Надежды Бабкиной?
– Уже год как я была солисткой хора им. Пятницкого, думала, пока дальше учиться не буду, поступлю в следующем году. Сказала об этом Екатерине Михайловне, она меня как давай ругать: «А ну-ка быстро взяла документы и поехала поступать – либо в ГИТИС, либо в Гнесинку!». Этот «пинок» дал мне какой-то энергетический импульс, и я поступила в РАТИ ГИТИС на факультет эстрады на курс народной артистки России Надежды Бабкиной.
Так, наверно, судьба сложилась, если бы на следующий год я поступила бы к другому мастеру, то я бы не попала в ансамбль «Русская песня», потому что за время учебы Надежда Георгиевна ко мне присмотрелась, знала, что я народница, и пригласила меня в свой ансамбль.
Я горжусь, что имела честь три года работать в таком легендарном коллективе как Государственный академический русский народный хор им. Митрофана Пятницкого. Мне была оказана честь не только выходить на сцену в числе ста лучших вокалистов, но и быть солисткой, представлять свою страну не только в России, но и за рубежом. Я благодарна хору им. Пятницкого и его руководителю Александре Андреевне Пермяковой, хормейстеру Елене Ивановне Горячевой и всем коллегам (со многими мы дружим и общаемся до сих пор). Просто через какое-то время работы в хоре мне захотелось чего-то большего – играть на сцене, развиваться.
– Сложно было совмещать и учебу, и ансамбль, а потом еще и театр «Русская песня»?
– Конечно. Занятость у меня как у артистки и театра, и ансамбля «Русская песня» очень большая. Но я все выдержала, успешно, практически с «красным» дипломом окончила РАТИ ГИТИС. Моей дипломной работой стал спектакль «Бабий бунт», где у меня одна из главных ролей Насти Комиссарши, бунтарки, которая приехала в хутор, чтобы «бабью волю устраивать». Спасибо Надежде Георгиевне, что она дала мне такую возможность исполнить главную роль, тем самым она меня и поддержала, и проверила – способна ли я играть такие роли?
– Вы задействованы в целом ряде популярных музыкальных спектаклей, в том числе, в главных ролях. Сложно ли было осваивать искусство драматической игры?
– ГИТИС дает совершенно другую актерскую профессию, в которой мне хотелось себя попробовать. И мне очень помогло при работе в театре «Русская песня» то, что я пришла туда уже с какой-то актерской базой.
Мне безумно интересно играть в театре, потому что можно попробовать себя в разных ролях и амплуа. Например, в «Бабьем бунте» я очень волевая, бесстрашная Настя Комиссарша, а в спектакле «Яма» по Куприну у меня трагическая роль Веры, которая любит и ждет чуда, а в конце ее убивают. Или в «Калине красной» по Шукшину я играю Зою, жену Петра, такую суетную и озорную, а роль мамы играет Надежда Бабкина.
Вне сцены меня тоже часто сравнивают с Надеждой Георгиевной, говорят, что мы очень похожи, будто я ее дочь. Мы с ней смеемся, что она интуитивно выбрала в коллектив девушку, внешне похожую на себя. Мне, конечно, безумно приятно, что меня сравнивают с такой великой артисткой. Надежда Георгиевна невероятная женщина, мастер своего дела, профессионал. Я считаю, что таких людей в России единицы, поэтому я рада работать рядом с ней.
– На мастер-классе в Воронеже Надежда Бабкина, говоря о народной песне, заметила, что «не нужно жить в XVIII веке, нужно жить в XXI», как Вы понимаете эти слова?
– Надежда Георгиевна всегда идет вперед, она следит за современными тенденциями – что сейчас модно, что слушает молодежь, и мы вплетаем это в русскую этническую песню. Мы не меняем ни одной ноты, но мы расширяем партитуру путем импровизации. Придумываем мелодийки, припевы, подголоски красивые, оформляем все современной аранжировкой, и это очень нравится молодежи.
– Ваш блог на Ютюб называется «Я – Валя! Я – артистка!». А что для вас значит быть артисткой?
– На самом деле я не понимаю людей, которые считают, что профессия артиста это что-то несерьезное. Одна моя знакомая еще давно как-то сказала: «Ну что у тебя за профессия, вот я стоматолог, вот это специальность, а спеть я тоже могу… В караоке».
Но на самом деле наша профессия артиста, очень непростая, потому что в любом состоянии, в любом настроении, в любой жизненной ситуации, артист должен нести людям радость. Он не имеет права показывать, какие у него проблемы, зритель должен видеть только образ. Сложно всегда быть на энергетическом подъеме. На гастролях масса перелетов-переездов, ты спишь по два-три часа, бывает болит горло, мышцы, но нужно выйти и сыграть так, чтобы никто этого не заметил! Тогда ты настоящий артист.
25 декабря 2016 года (у нас как раз были предновогодние спектакли, я играла царевну-лягушку) мы уже гримировались, когда мне позвонила знакомая и сказала, что ансамбль Александрова погиб в авиакатастрофе над Черным морем, всем составом. У меня слезы градом, ресницы не клеятся… У нас всех там было много не просто знакомых, а близких друзей. Но у нас просто не было выбора, мы должны были выйти к детям и сыграть сказку так, чтобы всем понравилось, подарить всем новогоднее настроение.
– Можете поделиться своим секретом успеха у зрителей?
– Людям нравится искренность, самое главное, быть искренним со зрителем, слушателем, передать атмосферу своей души другому человеку. Может быть большой красивый голос, но красота эта будет холодной.
Екатерина Михайловна всегда говорила мне – пой во весь свой рост! А Надежда Георгиевна говорит, чтобы мы пели, направляя всю свою энергию зрителю, чтобы он это чувствовал. Петь так, чтобы заполнить собой стадион, одна ты на сцене или с коллективом. Вот такая должна быть душа – широкая, развернутая! Никогда не нужно жалеть себя, что вот я сейчас для 10 человек спою вполголоса. Нет! И для 10 человек, и для тысячи, и для 10 тысяч ты должна спеть со всей силой своей души и горячего сердца!
– Как часто вы сейчас бываете на малой родине?
– К сожалению, редко. Где-то раз в полгода приезжаю. Для меня и моей семьи это, конечно, большая радость. Наш дом в селе Стрелецкое остается для меня главным местом силы. Родные стены помогают восстановится.
Мы накрываем стол, жарим шашлыки, я всегда привожу целый чемодан гостинцев – все, что мне дарят зрители, а это не только цветы, но и сувениры, чаи, сладости. Приятно видеть, что родители, как дети, все это рассматривают, пробуют, раздаривают родне. Поэтому я всегда говорю своим зрителям, что их любовь и внимание распространяется не только на меня, но и на моих родных и близких.
Я была счастлива выступать в Воронежском концертном зале в составе ансамбля «Русская песня» Надежды Бабкиной. У меня есть большая мечта выступить на сцене ВКЗ со своим сольным концертом, надеюсь, когда-нибудь она сбудется.
Фото из личного архива Валентины Безух и архива ансамбля «Русская песня»